Роль семейных традиций и праздников в становлении личности ребенка

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения влияния семейных традиций и праздников на личность ребенка.

  • 1.1. Определение особенностей семейных традиций.
  • 1.2. Семейные праздники и их влияние на личность ребенка.
  • 1.3. Работа школы и семьи над становлением личности ребенка.
  • 1.4. Специфика взаимосвязи традиций и семейных конфликтов, их влияние на личностное развитие детей.

2. Опытно-экспериментальное исследование влияния семейных традиций и праздников на личностное формирование детей.

  • 2.1. Организация практического исследования особенностей взаимосвязи семейных традиций и праздников и становления личности ребенка в семье.
  • 2.2. Сравнительный анализ личностных особенностей детей из России и узбекистана, согласно влиянию семейного традиционализма: оценка и описание результатов исследования.
  • 2.3. Разработка рекомендаций родителям и учителям по использованию семейных традиций и праздников в становлении личности ребенка.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

В последнее время наблюдается повышенный интерес к традиционному воспитанию. Это обстоятельство продиктовано тем, что именно традиции в большинстве случаев выступают связующим звеном между поколениями, прививают такие основополагающие жизненные принципы как мораль, уважение, специфику общения и взаимодействия с окружением. Первичной средой, в которой ребенок знакомится с традициями и, как следствие, с личностно-формирующими факторами, выступает семья. Семья, как первый институт социализации личности человека, обеспечивает его развитие и приобщение к социуму. Исходя из данного постулата, изучение и всестороннее исследование семейных традиций приобретает особую актуальность в настоящее время. На современном этапе развития общества наблюдается упадок морально-нравственного уровня общества, что является следствием уменьшения ценности традиционного брака и изменения внутрисемейной иерархии и взаимоотношений в семье. Также необходимо обозначить важность влияния образовательной системы, которая в условиях упадка института семьи заимствует во многом ее функции на себя. Эти обстоятельства выступают основополагающими факторами для обоснования актуальности данного исследования, а именно изучение влияния семейных традиций на формирование личности ребенка, а также проведение сравнительного анализа влияния семейных традиций в различных этнических группах. Данное обстоятельство вызывает интерес из-за различных культурных традиций общества и как следствие различные подходы к воспитанию и взаимодействию в семейной среде.

Указанная проблематика не может быть обозначена как полностью инновационная, так как различные аспекты поднятой проблемы исследовались учеными и ранее, в той или иной степени данную проблему изучали в рамках педагогики, психологии, этнографии, культурологи и т.д. Поэтому исследование можно по праву считать междисциплинарным.

Вопрос влияния семьи на формирование личности ребенка является достаточно актуальным, и по сей день ему посвящены книги, учебники, кандидатские диссертации, статьи. В частности, данная проблема рассматривалась в работах А. Н. Радищева, Н. И. Новикова. Проблема семьи и домашнего воспитания отражена в творчестве Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Во II пол. ХІХ – нач. ХХ вв. изучению семейного воспитания посвящены работы К. Д. Ушинского, Н. В. Шелгунова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева и др. II пол. ХХІ вв. характеризуется экспериментальным изучением семьи: Е. П. Арнаутова, Т. А. Маркова, В. Я. Титаренко и др. Труды современных ученых раскрывают вопросы психологии семьи, аттракции, межличностных отношений и конфликтов, тактик домашнего воспитания (А.Я. Варга, А.А.Бодалев, И. С. Кон, А. Д. Кошелева, А. С. Спиваковская и др.).

Важный вклад в разработку проблемы личностного развития ребенка сделали такие ведущие психологи, как Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, они показали, что в основе развития личности лежит предметно-преобразовательная деятельность, и классифицировали развитие как самодвижение, происходящее благодаря собственной внутренней деятельности ребенка.

Социально-практическая значимость и актуальность указанных вопросов в современной психолого-педагогической науке определили тему исследования: «Роль семейных традиций и праздников в становлении личности ребенка».

Проблема исследования заключается в постановке вопроса: какова специфика влияния семейных традиций и праздников, характера внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка, какие социально-психологические факторы семейного коллектива оказываются наиболее действенными?

Целью работы является: изучение влияния семейных традиций на формирование личностных особенностей ребенка с учетом этнического аспекта.

Объект исследования: семейные традиции как социально-психологическое условие формирования личности ребенка.

Предмет исследования: влияние внутрисемейных взаимоотношений и семейных традиций на личностные особенности детей из русских и узбекских семей.

Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

  • 1. Теоретически изучить научные отечественные и зарубежные исследования по обозначенной проблематике;
  • 2. Определить взаимосвязь семейных конфликтов и ориентацию воспитания детей на традиционной или альтернативной модели;
  • 3. Провести эмпирическое исследование роли традиций в жизни детей из русских и узбекских семей и особенностей внутрисемейных отношений в указанных этнических коллективах;
  • 4. Изучить специфику проявления тревожности и акцентуаций характера детей с учетом этнических факторов, дать их описание;
  • 5. Провести сравнительный анализ и интерпретацию обозначенных характеристик;
  • 6. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по результатам исследования.

Гипотеза исследования: семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка, влияя на его не только личностное развитие, но и характерных межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности. Наиболее действенными факторами в личностном становлении детей выступают: семейный микроклимат, характер взаимоотношений между детьми и родителями, между сиблингами и другими членами семейного коллектива; взаимоотношение семьи с другими социальными институтами, в частности, со школой; национальный колорит и место проживания семьи.

Теоретическая основа исследования. Анализ состояния теоретической и экспериментальной разработки данной темы исследования позволил выделить следующие научные направления: функции семьи и их влияние на семейное взаимодействие рассмотрены в работах А. И. Антонова, И. В. Гребенникова, Е. И. Эйдемиллера, В. М. Медкова, А. Г. Харчева, В. В. Юстицкиса; отдельные аспекты типологии семейных конфликтов отражены в работах И. В. Ващенко, С. М. Емельянова, А. К. Марковой, В. А. Сысенко, С. Г. Шумана. Немало исследований посвящено изучению психотравмирующих последствий семейных конфликтов и роли психологического консультирования и психотерапии при решении внутрисемейных критических ситуаций (Л. Ф. Бурлачук, Н. Пезешкиан, Б.И. Хасан, Б.Г. Херсонский и др.); этнопсихологические вопросы анализа внутрисеме йных отношений, воспитания и развития детей отражены в исследованиях А. Р. Луриа, Л. С. Выготского, Л.И. Анциферевой, И.В. Зиньковская, В. Сатир, Т. Хоментаускаса и др.

В ходе работы мы использовали следующие методы и методики исследования: изучение и теоретический анализ научных источников по заявленной проблематике работы, выполненных в рамках общей психологии, психологии развития, социальной, педагогической и этнической психологии; периодической печати по исследуемой проблеме; опытно-экспериментальная работа опиралась на обсервационные метод, беседы со школьниками, учителями, родителями и психологами; методы качественной и количественной обработки. В анкетировании и тестировании были задействованы следующие методики:

  • 1. Контент-анализ эссе детей на тему: «Семейные традиции в моей жизни»;
  • 2. Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман);
  • 3. Методика Рене Жиля;
  • 4. Опросник школьной тревожности Филипса;
  • 5. Методика определений акцентуации характера К. Леонгарда.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования: данное исследование является попыткой обобщения существующих подходов в изучении влияния традиций и праздников на развитие личности ребенка, также проведение сравнительного теоретического анализа позволяет установить степень и характер данного влияния на личность ребенка семейного микроклимата в этнокультурном аспекте. Проведенная работа дает возможность исследовать взаимосвязь семейных конфликтов и специфики воспитательного влияния взрослых в рамках традиционной и альтернативной моделей воспитания.

Практическая ценность исследования: данное исследование может быть использовано как базис для дальнейших научных разработок как междисциплинарного, так и конкретно-психологических направлений. Результаты работы могут быть применены с целью формирования методических рекомендаций педагогическим работникам, в семейном консультировании и профориентационной работе. Также ценность данного исследования заключается в возможности проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий с обучающимися с использованием народных и семейных традиций.