Роль проектной деятельности в формировании исследовательских умений у младших школьников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы метода проектирования одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников.

  • 1.1. Сущность понятия «проектная деятельность».
  • 1.2. Результаты проектной деятельности.
  • 1.3. Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников.

2. Экспериментальная работа по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности.

  • 2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности.
  • 2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Индивидуальные качества закладываются в начальной школе. И не только лишь базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, необходимы ребенку в жизни. Любому человеку, вступающему в этот непростой и противоречивый мир, нужны определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новейшей формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую мыслить, анализировать, правильно формулировать собственные мысли, то есть могли бы использовать все без исключения имеющиеся у них знания на практике.

Проекты в младших классах – это сложно и проблематично, так как дети ещё очень малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности.

Проблема исследования состоит в том, что на сегодняшний период педагоги начальной школы нуждаются в наиболее подробном объяснении особенностей проектной деятельности учащихся в младших классах. Большинство учителей-практиков пользуются только лишь частями метода проектов, не имея достаточно необходимой информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности учащихся в младших классах и, конечно же, об особенностях её организации. К примеру, если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности учащихся в младших классах, то он сможет чаще и эффективнее использовать данный метод проектирования в своей работе.

Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, определяет успешность всего следующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление - в работах В.В. Афанасьева, А.В. Белошистой, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Л.В. Занкова, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Т.Г. Ходот, И.В. Шадрина, И.Ф. Шарыгина и других.

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

В учебно-воспитательном процессе проектный метод - это технология развивающего обучения, способствующая активизации познавательной деятельности, формированию личностных качеств, развитию умения работать в коллективе и группе.

Объект исследования: формирование исследовательских навыков младших школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников.

Цель исследования: теоретически выявить и путем экспериментальной работы проверить эффективность использования проектной деятельности младших школьников для формирования исследовательских навыков младших школьников.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Раскрыть сущность понятий «проектная деятельность» и «исследовательские навыки».
  • 3. Определить особенности формирования исследовательских навыков младших школьников в рамках организации проектной деятельности младших школьников.
  • 4. Подобрать и апробировать занятия для формирования исследовательских навыков в проектной деятельности.
  • 5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование исследовательских навыков у младших школьников будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать проектную деятельность.

Для решения поставленных задач и проверки результатов исследования применялись следующие методы исследования:

  • - анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
  • - организация целенаправленной экспериментальной работы;
  • - изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, для решения частных исследовательских задач, также наблюдение, беседы, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

Указанные методы используются в определённой системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.

Работа проводилась в три этапа:

  • - теоретический – изучение и анализ литературы по проблеме, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы;
  • - экспериментальный – проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
  • - обобщающий – анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования исследовательских навыков младших школьников на уроках.

База исследования: МБОУ «СОШ №46»

Содержание исследования изложено во введении, двух главах, заключении, списке использованных источников, приложений.