Роль педагогических технологий в развитии личности младшего школьника

План курсовой работы

Введение.

1. Педагогические технологии: сущность, характеристика.

  • 1.1. Понятие педагогической технологии и характерные черты.
  • 1.2. Классификация педагогических технологий: разные подходы.

2. Педагогические технологии в работе учителя начальных классов.

  • 2.1. Характеристика младшего школьника.
  • 2.2. Образовательные технологии на уроках в начальной школе и их дидактические возможности.
  • 2.3. Обучение в сотрудничестве в развитии младшего школьника.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель-ученик» встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

В педагогике к технологизации образовательного процесса многократно обращались ученые и практики, например: В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Г.Р. Громов, А.П. Ершов, А.И. Уман, Н.Ф. Талызина и другие.

На протяжении десятилетий вопрос о применении образовательных технологий остается актуальным в силу их эффективного содействия в усвоении обучающимися знаний, а также недостаточной смелости учителей в их применении. Сегодня следует отметить, что лишь часть учителей применяют их в достаточной степени и владеют полным набором инструментария, характерного для той или иной технологии. Вторая, большая часть учителей, по-прежнему консервативна к их применению и использует традиционный набор форм и методов обучения, достигая при этом тоже неплохих результатов. Хотя ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) нацеливает учителей на максимальное внимание к образовательным технологиям, которые активизируют познавательную самостоятельность учащихся и способствуют формированию личностных результатов и универсальных учебных действий: метапредметных, предметных, коммуникативных, регулятивных, рефлексивных, познавательных. Это и объясняет обращение к теме курсовой работы – «Роль педагогических технологий в развитии личности младшего школьника».

Объект исследования – процесс развития личности младшего школьника.

Предмет исследования - педагогические технологии как условие развития личности младшего школьника.

Цель исследования – изучить особенности некоторых образовательных технологий, эффективных для развития младшего школьника, и апробировать на педагогической практике элементы технологии обучения в сотрудничестве.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать понятия педагогической технологии в трактовке разных авторов и выявить их характерные черты.
  • 2. На основе анализа источников информации представить разные подходы к классификации образовательных технологий.
  • 3. Изучить дидактические возможности образовательных технологий в работе с младшими школьниками.
  • 4. Апробировать элементы технологии обучения в сотрудничестве на уроке в начальной школе.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение, констатирующий эксперимент, педагогическое наблюдение.