Роль двигательной активности в адаптации студентов в процессе обучения

План курсовой работы

Введение.

1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека.

  • 2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма.

  • 3. Рассмотрение существующей ситуации в области двигательной активности студентов.

    Заключение.

    Список литературы.

    Введение

    Актуальность. В современном мире остро встаёт вопрос здоровья человечества, а оно во многом зависит от привычки заниматься физической культурой или спортом. Особенно сильно это касается подрастающего поколения. Дети в большинстве своём очень активны, в школе эту активность поддерживают учителя физкультуры, а вот в высших учебных заведениях она резко падает, как правило из-за отсутствия необходимости или даже контроля со стороны. Отсутствие нужного количества движения чревато нарушениями в работе многих систем организма, это влияет на эмоциональное и психологическое состояние, сказывается на снижении уровня качества умственной деятельности и общей продуктивности. В связи с этим возникает необходимость более внимательного отношения к физической активности студентов во время обучения в вузе.

    На данной момент в нашей стране этому вопросу уделяется достаточно много внимания. Всё больше начинают строиться спортивные комплексы, в которые может записаться абсолютно любой желающий, практически в каждом городском дворе можно увидеть обустроенные спортивные площадки с полем и воротами, с различными перекладинами и спортивными брусьями. Также в каждом городе России есть оборудованные территории со спортивным снаряжением. Хорошо заметна популяризации здорового образа жизни, причём среди разных слоёв населения, это направление продвигается как по телевидению, так и в сети Интернет.

    Также стоит отметить, что количество учебных часов по физкультуре было увеличено, в вузах вводят систему, согласно которой каждый студент помимо учебных пар обязан посещать какие-либо спортивные секции вне учебного заведения. Вместе с этим учащимся объясняют необходимость физической активности с точки зрения именно физиологии, рассказывают, как это влияет на функциональное состояние органов и их систем, как это связано с эмоциональным и психологическим состоянием. Поэтому всё выше сказанное даёт основание говорить о безоговорочной актуальности данной темы.

    Противоречие данной темы заключается в следующем. В теории, все созданные для здорового образа жизни студента условия должны в конечном итоге помочь повысить уровень здоровья учащихся, привить желание продолжать следить за своим физическим состоянием в дальнейшей жизни. Однако на деле это не работает. Есть разные категории студентов, часть их считает, что физическая активность - это пустая и бесполезная трата времени, у кого-то постоянная усталость на фоне учёбы и, как следствие, нежелание делать что-либо ещё. Но самая большая проблема заключается в том, что у современных людей появились новые интересы, это всевозможные гаджеты, интернет, компьютерные и не только игры. Всё внимание переключено на них, и зачастую нет интереса вообще ни к чему, кроме своего смартфона, что также негативно сказывается на здоровье населения. Именно это и является противоречием темы двигательной активности студентов.

    Из данного противоречия можно сформулировать проблему данного исследования: как образ жизни без присутствия двигательной активности сказывается на здоровье человека, на работе его внутренних органов, их систем, на психологическом состоянии.

    Цель исследования: выявить факторы, оказывающие негативное или позитивное влияние на здоровье и работе внутренних органов студентов в процессе обучения.

    Объект исследования: уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузах.

    Предмет исследования: изучение влияния физической активности на работу внутренних органов и их систем, и действия этих факторов на способность к обучению.

    Гипотеза: Двигательная активность студентов положительно влияет на работу всех органов и систем, способствует более качественному усвоению учебного материала и в целом более гармоничному развитию, это важно для эмоционального и психологического состояния студентов. Отсутствие же физической активности напротив влечёт за собой проблемы со здоровьем, нежелание учиться и, как следствие, проблемы с обучением в принципе.

    Задачи:

    • 1. Рассмотреть научные подходы к двигательной активности человека.
    • 2. Выяснить как влияет физическая активность на работу органов и систем организма.
    • 3. Рассмотреть нынешнюю ситуацию в области двигательной активности студентов и сопоставить эти данные с уровнем их физического и психологического здоровья.

    Теоретическая база исследования. Изучением проблемы двигательной активности занимались многие учёные. Среди них В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский, которые считали человечество главное геологической, преобразующей окружающую среду. Они говорили, что для успешного изменения окружающей среды в нужную сторону нужно, чтобы сам человек был физически и эмоционально здоров, и только в этом случае можно говорить о целесообразности вмешивания человека в окружающую его среду. Также изучала Ю.А.Ямпольская, говорившая о том, что молодёжь в общем становится более физически слабой и связывавшая это с хроническим недосыпом и отсутствию интереса и тяги к спорту. А.И. Быкова, Э.С. Вильчковский, А.В. Кенеман, И.В. Муратов, Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева говорили о том, что физическая активность является важнейшим условием гармоничного развития личности и утверждали, что она является априори естественной физиологической потребностью каждого человека. Л.Е. Любомирский Г.П Юрко отмечали, что физические упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и нервную систему, повышает устойчивость к нервным напряжениям.

    Методы исследования:

    • 1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
    • 2. Практические методы: наблюдение, описание, сравнение.

    Структура работы: Данная работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы. В параграфах дана следующая информация:

    • 1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека. В данном параграфе содержится анализ научных взглядов разных исследователей на проблему физического развития студентов.
    • 2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма. Рассмотрение изменений, происходящих в организме во время занятий физкультурой и спортом.
    • 3. Рассмотрение существующей ситуации в области двигательной активности студентов.

    Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации и обобщении имеющихся научных знаний о проблеме физической активности студентов в период обучения в вузе.

    Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования проблемы двигательной активности студентов могут быть использованы самими обучающимися во время обучения или же преподавателями при работе со студентами.