Развитие творчества обучающихся в процессе обучения

План курсовой работы

Введение.

1. Научные подходы к творческому развитию обучающихся.

2. Проектирование учебной деятельности по развитию творчества в школе.

3. Опыт творческого развития обучающихся в школе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность. Развитие творческих способностей и творческого мировоззрения у детей школьного возраста является актуальной проблемой современного общества. Особенно остро этот вопрос встал, когда начали происходить социально-экономические преобразования в стране. Нынешние условия и темп жизни, социальная картина мира обязывают всю систему образования организовывать подготовку подрастающего поколения таким образом, чтобы учителя в процессе обучения смогли воспитать детей такими, какими они нужны современному обществу. Возникает необходимость формирования таких качеств, как коммуникабельность, нестандартное мышление, способность к самоопределению и к быстрой адаптации к новым условиям и ситуациям.

Система образование меняется вместе с социальной ситуацией и подстраивается под неё. Сейчас одной из главных задач школы является задача творческого развития учащихся, их творческой активности и неординарного мышления, формирование самостоятельности в области приобретения и применения знаний. В связи с этим современные педагоги всё больше акцентируют внимание на поиске методов и путей развития творческого мировоззрения у своих учеников и выстраивают учебные занятия таким образом, чтобы заинтересовать в этом детей.

Основополагающим принципом обновления образовательной системы является её демократизация, направленность на личность каждого ученика, которая зависит от его индивидуальных потребностей и интересов. В связи с этой тенденцией появилась задача организации активной познавательной деятельности, которая будет включать в себя созидательный, практический, интерактивный аспекты. Всё это способствует накоплению творческого опыта учеников, что впоследствии поможет им реализоваться как личностям.

Противоречие данной темы заключается в следующем. Дети школьного возраста способны к критическому, творческому мышлению, развитию и самореализации. Именно в этом возрасте быстрее формируются воображение и творческие способности за счёт наличия необходимых черт сензитивности, характерных этому периоду. Как уже указывалось ранее, современное общество нуждается в творческих, умеющих креативно и нестандартно мыслить личностях, и развитие творческого потенциала начинается именно в школе. Но абсолютизация технологической стороны жизни в современном мире отводит на второй план природную составляющую человека, сводит общественные отношения к сугубо технологическим процессам, формализует их и доводит до простого информационного обмена информацией между друг другом. Всё это приводит к редуцированию образования, сводя его только к обучению и научению, следствием чего является обесценивание роли таких качеств и чувств, как совесть, любовь, справедливость, толерантность и т.д. Поэтому происходит усиление агрессии и отчуждённости среди школьников. Именно в этом заключается противоречие данной темы.

Из данного противоречия можно сформулировать проблему данного исследования: какие методики, способы или педагогические условия необходимы для формирования творческих способностей у современных школьников.

Цель исследования: выявить факторы, оказывающие влияние на формирование творческого мышления и творческих способностей у школьников.

Объект исследования: процесс развития творчества у учеников в процессе обучения.

Предмет исследования заключается в психологических и педагогических методах, позволяющих развить творческие способности у обучающихся.

Гипотеза: развитие творчества у школьников в образовательном процессе реальна, если выявить то, что влияет на формирование творческих способностей у детей во время обучения в школе, подобрать методики, которые помогут это осуществить и создать необходимые педагогические условия, которые будут благоприятно влиять на создание творческой обстановки в коллективе школьного класса.

Задачи:

  • 1. Рассмотреть научные подходы к творческому развитию обучающихся.
  • 2. Выявить форму учебной деятельности, необходимой для развития творчества у учеников.
  • 3. Рассмотреть опыт творческого развития обучающихся в школе в наши дни.

Теоретическая база исследования. Изучением проблемы развития творческих способностей у детей в процессе обучения занимались многие учёные. Среди них А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, Д.Б. Эльконин, А.В. Брушлинский, Р. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, В.А. Крутецкий, В.Н. Дружинин, В.Штерн, Л.Дьюи и другие. Они рассматривали данную проблему с различных точек зрения. Так, к примеру, советский психолог Борис Михайлович Теплов считал, что у каждого ребёнка изначально неодинаковые индивидуально-психологические предпосылки для развития творческого мышления. Другой психолог, Алексей Николаевич Леонтьев, рассматривал творческие способности так же как заложенные в каждом ребёнке природные индивидуальные предпосылки. Однако его интересовало как из этих биологических задатков формируются те психологические свойства человека, которые влияют на формирование нестандартных и неординарных взглядов на каждое событие и явление. А вот Лев Семёнович Выготский изучал данную проблему как продукт мыслительной активности, который проявляется в различных формах жизнедеятельности.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.

Практические методы: наблюдение, описание, сравнение, моделирование.

Структура работы:

  • 1. Рассмотрение научных подходов к творческому развитию обучающихся. В данном параграфе содержится анализ научных взглядов разных исследователей на проблему творческого развития школьников.
  • 2. Проектирование учебной деятельности по развитию творчества в школе. Рассмотрение структуры работы с учениками в школе, которая может помочь в развитии творчества у детей.
  • 3. Рассмотрение опыта творческого развития обучающихся в школе в наши дни.

Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации и обобщении имеющихся научных знаний о проблеме развития творческих способностей во время обучения и разработке модели работы с детьми на школьных уроках.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования проблемы развития творчества могут быть использованы при работе с детьми и подростками в учреждениях дошкольного обучения, школах, колледжах, техникумах, вузах.