Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по вышиванию крестиком

План курсовой работы

Введение.

1. История возникновения выполнения вышивки крестиком.

  • 1.1. Короткий экскурс зарождения вышивки.
  • 1.2. Вышивальное искусство Руси.
  • 1.3. Возрождение современной вышивки крестиком.
  • 1.4. Особенности техники вышивки крестом.

2. Ход работы над выполнением декоративного панно «Мордовский орнамент».

Заключение.

Литература.

Приложения.

Введение

В соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, с учащимися начальных классов должны проводиться внеурочные занятия, которые должны способствовать приобщению школьников к труду, предоставлять детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, вырабатывать индивидуальный стиль и др.

В представленной работе по технологии "Вышивка крестом" содержится краткое изложение истории вышивки крестом, рассматриваются особенности техники вышивания "крестом" и приводится ход работы над выполнением панно.

Актуальность программы . Декоративно-прикладное рукодельное искусство является одним из проявлений национальной культуры. Оно способствует воспитанию уважения к истории и традициям своего народа, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Обучение детей техническим приёмам мастерства доступно в любом возрасте и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества.

Одним из старейших и распространенных видов декоративно-прикладного искусства является вышивка крестиком. Она наиболее понятна детям, так как простота в исполнении, а конечный результат доставит радость и уверенность в себе. К тому же работа с иглой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, а от того как развита моторика зависит и мыслительная способность учеников. Вышивка способствует развитию памяти и внимания, выработке аккуратного, чёткого письма, полезна при выполнении практических работ на уроках.

Отличительные особенности. Овладение разнообразными техниками вышивания крестиком поможет учащимся быть сосредоточенными и усидчивыми, терпеливыми, аккуратными и бережливыми.

Создавая изделия декоративно–прикладного искусства своими руками, учащиеся смогут видеть результат своего труда.

Целесообразность. Занятие вышиванием дает детям возможность ощутить радость созидания, развивает фантазии и творческие способности. Их изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью.

Цель программы: освоить вышивку крестом и изготовить картину.

Для этого необходимо:

  • - ознакомиться с историей появления вышивки крестиком;
  • - заинтересовать детей занятиями вышивкой и получить основные знания о технике вышивания крестом;
  • - освоить и закрепить практические навыки работы в этой технике;
  • - выяснить какие материалы, приспособления и инструменты нужны для вышивания крестом;
  • - изучить правила безопасности во время работы по вышиванию;
  • - научить строго распределять рабочий день на время работы и отдыха;
  • - убедить, что работы, выполненные собственными руками, экономично выгодны;
  • - изготовить картину методом вышивки крестом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • - обучить приёмам вышивки крестом;
  • - познакомить с различными техниками вышивания крестом и научить их выполнять;
  • - обучить способам самоконтроля при работе с тканью, нитками и вспомогательными инструментами (ножницами, иголкой);
  • - обучить изготовлению узоров на различных предметах, например, на воротничках, салфетках и т.д.;
  • - обучить практическим умениям и навыкам качественного выполнения работы, ухода за вышитыми изделиями.

Развивающие:

  • - развивать творческую активность и способности в процессе работы над изделиями;
  • - развивать мелкую моторику рук, так как не каждый может выполнять точные скоординированные движения кистями и пальцами;
  • - развивать цветовое восприятие;
  • - развивать усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца;
  • - развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные:

  • - воспитывать этику общения при совместной деятельности (взаимопомощь, добросовестность и т.п.);
  • - воспитание художественного вкуса;
  • - привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народа нашей страны. (Золотая иголочка);
  • - способствовать воспитанию чувства гордости за выполненную работу, бережное отношения к своему и чужому труду, умению доводить дело до конца.

Художественно-творческие:

  • - развивать творческие способности, активность, образное мышление, фантазию и воображение;
  • - развивать нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей.

Осваивая технологические приемы при выполнении вышивки крестиком, дети включатся в решение задач, направленных на создание изделия. В целом занятия в кружке способствуют формированию у учащихся эстетического воспитания, неразрывно связанного с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволит проявить свои творческие способности. Техника вышивки крестиком помогает создавать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Изобразительная деятельность способствует развитию личности, она углубляет знания об окружающем мире.

Основные задачи занятий по вышивке крестиком направлены на развитие творческих способностей обучаемых. Для этого необходимо:

  • - рассмотреть историю и технологию развития вышивки крестиком;
  • - изучить психолого-возрастные особенности школьников;
  • - подобрать методические рекомендации для работы на занятиях по декоративному творчеству во внеурочной деятельности;
  • - разработать конспект занятий по курсу «вышивка крестиком» во внеурочной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования творческих способностей учащихся начальных классов на школьном кружке вышивки крестиком.