Развитие сенсорной сферы младших школьников с ОНР

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы развития сенсорной сферы у детей с ОНР.

  • 1.1. Понятие и характеристика сенсорных процессов.
  • 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР в младшем школьном возрасте.
  • 1.3. Характеристика полисенсорного подхода в обучении детей с нарушениями речи.

2. Экспериментальное исследование особенностей звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

3. Методические рекомендации по использованию полисенсорного метода в обучении звуковому анализу детей с ОНР III уровня.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Исследованиям в области сенсорного воспитания уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон воспитания. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в советской психологии (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.).

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многочисленных форм и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия.

У детей с ОНР наблюдается значительное своеобразие высших психических функций, в частности, восприятия.

ОНР проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Недостаточное развитие сенсорной сферы приводит к нарушению фонематического восприятия и формирования фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа и синтеза. Данная особенность развития восприятия детей с ОНР приводит к тому, что у младших школьников страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом.

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование навыков звуко-буквенного анализа. Эти навыки являются основополагающими в процессе обучения детей чтению и письму, поэтому формирование звуко-буквенного анализа у младших школьников является неотъемлемой частью их обучения в школе.

Проблемой обучения детей звуковому анализу занимались такие педагоги, как Д.Б Эльконин, обучения детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня – Г.А Каше, М.М Кольцова. В работах данных авторов также подчеркивается важное значение индивидуального подхода в обучении. Можно сказать, что проблема обучения детей с ОНР III уровня звуковому анализу является междисциплинарной и решается на основе психолингвистического подхода.

Но учитывая то, что у детей с ОНР процессы овладения звуковым анализом формируются не окончательно к моменту поступления ребенка в школу из детского сада, а в процессе всего времени обучения его в начальной школе, можно предположить, что дети при обучении звуко-буквенному анализу в школе испытывают некоторые трудности. Эти трудности могут быть связаны с педагогическим подходом к обучению детей – например: дети не понимают учителя во время объяснения им новых сведений о букве или звуке вследствие неверного сенсорного подхода. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, у других усвоение знаний лучше происходит с помощью наглядности, представленной учителем на занятии (таблицы, схемы), третьим надо почувствовать тактильно различие звуков (звонкий - «горлышко гудит», глухой звук – «не гудит»). При обучении детей важную роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому формирование навыков звуко-буквенного анализа должно проводиться с учетом того, с помощью каких анализаторов ребенок лучше воспринимает информацию: тактильно, на слух или визуально. Особенно это важно в обучении детей с дефектами речи, например, детей с ОНР III уровня.

Нами была сформулирована тема работы: «Развитие сенсорной сферы младших школьников с ОНР».

Объект исследования: сенсорная сфера младших школьников с ОНР.

Предмет исследования: особенности обучения звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что целью нашего исследования является: изучить особенности обучения звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода.

Для достижения нашей цели мы должны выполнить ряд задач:

  • 1. Выявить особенности развития сенсорной сферы младших школьников с ОНР.
  • 2. Провести анализ теоретической и методической литературы в аспекте изучения полисенсорной методики обучения детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня звуко-буквенному анализу и обозначить круг насущных проблем.
  • 3. Раскрыть специфику нарушений механизмов звуко-буквенного анализа у детей с ОНР III уровня.
  • 4. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности навыков звукового анализа и ведущий способ познания у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
  • 5. Разработать методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня навыкам звуко-буквенного анализа на основе полисенсорного подхода.

Методологическая основа исследования: учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре, теория Р.Е Левиной об ОНР; положения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомского о психофизиологической комплексности познавательного процесса, основанного на полисенсорности восприятия и интегративной целостности функциональных систем; научно-методические основы обучения и развития познавательных способностей детей при ведущей роли деятельности Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина; положения Г.А.Каше о системе работы по обучению грамоте детей с недостатками речи.

Методы исследования:

  • - теоретические (анализ литературы);
  • - экспериментальные (методики);
  • - интерпретационные (количественный и качественный анализ результатов исследования).