Развитие памяти младшего школьника как условие его успешности в обучении

План курсовой работы

Введение.

1. Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников.

  • 1.1. Понятие о памяти в структуре познавательной деятельности.
  • 1.2. Виды памяти и их особенности.
  • 1.3. Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте.

2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.

  • 2.1. Диагностика памяти детей младшего школьного возраста.
  • 2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы.

Заключение.

Приложения.

Введение

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.

Память младших школьников – это та способность, которая определяет успешность обучения в начальных классах. Вместе с тем интенсивная информатизация на современном этапе развития общества обуславливает слабость познавательной деятельности, в том числе значительно снижает потенциал развития памяти детей. В настоящее время трудность развития памяти младших школьников актуальна и социально значима.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях ФГОС НОО. Сегодня, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, главной задачей учителя является формирование у учащихся умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.

Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания. Благодаря запоминанию человек вводит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате работы других познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, речи.

Все выше изложенное обусловливает актуальность выбранной темы «Развитие памяти младшего школьника как условие его успешности в обучении».

Цель исследования: выявить и апробировать в образовательном процессе психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.

Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Задачи исследования:

  • - выявить теоретические основы развития памяти младших школьников;
  • - на теоретическом уровне изучить возрастные особенности памяти младших школьников;
  • - обобщить научные данные для отбора психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие памяти младших школьников в образовательном процессе;
  • - на практике с применением специально отобранных диагностических методик изучить особенности памяти младших школьников;
  • - апробировать в практике образовательного процесса психолого- педагогических условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.