Развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

2. Особенности развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

3. Педагогические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Заключение.

Библиография.

Приложения.

Введение

Актуальность темы работы связана с тем, что чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. К одному из таких видов деятельности относится и занятие аппликацией.

Развитие ребенка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от успешности его зависит развитие малыша, его способностей, появление тех или иных интересов, и в целом формирование личности ребенка.

Проблема и актуальность исследования заключаются в том, что многие знают, что такое мелкая моторика, что ее развитие полезно, но не все четко понимают значение и важность развития мелкой моторики рук у детей четырех лет.

Польза мелкой моторики в том, что ребенок пальчиками ощущает предметы, постоянно идут импульсы в мозг, а центры, отвечающие за движение пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь, поэтому плодотворное развитие моторики улучшает речь и постепенно начинается процесс выговаривания первых слов ребенком.

Теоретическая база исследования широка. Роль аппликации в развитии ребенка отмечали педагоги Т.С. Комарова, А.Ф. Лобова, А.А. Мелик–Пашаев, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Ю.А. Полуянов, Ф. Фребель, Р. Штайнер, Б.П. Юсов. Существует достаточно много современных авторских программ по детскому творчеству – это программы И.А. Лыковой, О.Г. Кузнецовой, М.Б. Зацепиной и других авторов.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармонического развития детей. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и мелкую моторику рук. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Большая роль в аппликации принадлежит её оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей.

Проблема исследования. Данные положения и определили выбор темы исследования: «Развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями».

Поэтому целью нашего исследования является поиск эффективных психолого-педагогических условий, способствующих развитию мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Предмет исследования: психологические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями происходит наиболее динамично и продуктивно:

  • – на основе освоения художественной деятельности в рамках аппликации;
  • – в условиях применения специальных техник и игр, как включенных в обычные виды детской деятельности, так и осуществляемых в ходе специальных занятий.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования:

  • 1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.
  • 2) Выявить особенности развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.
  • 3) Разработать систему занятий, их содержания и методику проведения, направленных на развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.
  • 4) Выявить эффективные педагогические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Нами использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка данных; статистическая обработка результатов.

Исследование проводилось с детьми старшей группы.