Разработка и оценка эффективности программы по развитию внимания младших школьников

План курсовой работы

Введение.

1. Характеристика внимания детей младшего школьного возраста.

  • 1.1. Общая характеристика внимания как психического процесса.
  • 1.2. Физиологические основы внимания.
  • 1.3. Свойства внимания и их характеристика.
  • 1.4. Виды внимания.
  • 1.5. Общая характеристика детей младшего школьного возраста и особенности развития их внимания.

Выводы по 1 главе.

2. Организация и методы исследования.

  • 2.1. Методологические принципы исследования.
  • 2.2. Характеристика этапов исследования.
  • 2.3. Характеристика выборки исследования.
  • 2.4. Характеристика методов и методик исследования.
  • 2.5. Методы статистического анализа данных.

3. Результаты исследования.

  • 3.1. Анализ результатов диагностики свойств внимания младших школьников на этапе констатирующего эксперимента.
  • 3.2. Анализ взаимосвязи свойств внимания и учебной успеваемости младших школьников.
  • 3.3. Сравнение результатов диагностики свойств внимания у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в начале формирующего эксперимента.
  • 3.4. Разработка программы по развитию внимания детей, обучающихся во втором классе общеобразовательной школы.
  • 3.5. Сравнение результатов диагностики свойств внимания у испытуемых контрольной и экспериментальной групп после проведения развивающих занятий.
  • 3.6. Сравнение результатов диагностики свойств внимания у испытуемых контрольной группы в начале и в конце формирующего эксперимента.
  • 3.7. Сравнение результатов диагностики свойств внимания у испытуемых экспериментальной группы в начале и в конце формирующего эксперимента.

Заключение.

Практические рекомендации.

Выводы.

Список литературы.

Приложение.

Введение

У Николо Паганини было три ученика. Хотя они и были профессионалами, но начали брать у него уроки. И только через два года получили известность как виртуозы. А после этого у Паганини спросили, как ему это удалось. Он дал такой ответ: «Я научил их заниматься внимательно».

Актуальность исследования. Внимание младших школьников - это одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения, воспитания, деятельности и общения у школьника идёт процесс развития внимания. А виды его внимания образуют устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности. Это лежит в основе школьной неуспеваемости, а особенно в младших классах. Учебные задания содержат много новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного времени. Но, к сожалению, по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием и подчинять его своей воле.

Многие результаты психолого-педагогических исследований и наблюдений педагогов и родителей учащихся говорят нам о том, что каждый год выделяется группа детей, которые имеют низкий уровень развития внимания. И именно это является одной из основных причин их неуспеваемости в школе.

По мнению Ю.З. Гильбуха неуспеваемость можно разделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы (русскому языку и математике). Специфическая разновидность неуспеваемости затрагивает только один из этих предметов и может быть удовлетворительной или даже отличной успеваемостью по остальным предметам школьного курса. Общая и специфическая отставание определяет круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин различных трудностей.

Ряд трудностей в обучении младшего школьника выделили психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина. Основной из возможных психологических причин данных трудностей являются: слабая концентрация, низкий уровень объема и распределения внимания; низкий уровень развития кратковременной и долговременной памяти; низкая степень восприятия и произвольности; низкий уровень образного мышления. Таким образом одной из основных причин трудностей в обучении можно отнести к недостаткам познавательной деятельности учащихся и плохого развития их психических процессов.

Поскольку в начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, то нужно, чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно. Поэтому необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Основной задачей данной работы является разработка универсальной развивающей программы, направленной на развитие внимания и связанных с ним других познавательных процессов младшего школьного возраста.

Цель исследования: разработка и оценка эффективности программы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

В связи с этим были выдвинуты следующие задачи исследования:

  • 1. Изучить внимание детей младшего школьного возраста.
  • 2. Проанализировать взаимосвязь значений показателей отдельных свойств внимания и учебной успеваемости младших школьников.
  • 3. Разработать программу по развитию внимания детей младшего школьного возраста.
  • 4. Оценить эффективность программы по развитию внимания детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста, обучающихся во вторых классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: внимание детей младшего школьного возраста и возможности его развития за счет развивающей программы.

Гипотеза исследования: благодаря использованию авторской программы по развитию внимания младших школьников возможно достижение положительной динамики значений показателей отдельных свойств данного познавательного психического процесса у детей младшего школьного возраста.

Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности школьного психолога в работе с обучающимися младших классов.

Структура работы: введение, три главы, заключение, практические рекомендации, выводы, список литературы, приложение.