Работа над орфографической зоркостью детей с умственной отсталостью

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблемы формирования орфографической зоркости детей с умственной отсталостью.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Определение понятия «орфографическая зоркость» в научно-методической литературе.

Выводы по главе 1.

2. Методические основы работы над орфографической зоркостью детей с умственной отсталостью.

  • 2.1. Диагностика сформированности орфографической зоркости детей с умственной отсталостью.
  • 2.2. Коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников является формирование орфографической зоркости. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в специальных (коррекционных) школах вида известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Одной из причин невысокой орфографической грамотности умственно отсталых школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Нарушения речи умственно отсталых носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими.

Методика обучения орфографии умственно отсталых школьников не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Актуальность этой темы заключается в том, что изучать родной язык для умственно отсталых детей всегда очень трудно. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности у них, во многом зависит их дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Изучением проблемы формирования орфографических навыков школьников с умственной отсталостью занимались А. К. Аксёнова, И. М. Бгажнокова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина и др.

Изучению методов формирования орфографической зоркости школьников с умственной отсталостью посвящены труды Е. Э. Грибанской, В. Г. Горецкого, П. С. Жедек, В. Ф. Иванова, М. Р. Львова, О. В. Сосновской, М. С. Селезнёва и др.

Цель исследования – теоретически изучить особенности работы над орфографической зоркостью детей с умственной отсталостью.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Рассмотреть подходы к определению понятия «орфографическая зоркость», исходя из анализа научно-методической литературы;
  • 3. Охарактеризовать особенности диагностики орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью;
  • 4. Обосновать методы и приемы коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью.

Объектом исследования является процесс формирования орфографической зоркости детей с умственной отсталостью.

Предметом исследования коррекционно-педагогическая работа над орфографической зоркостью детей с умственной отсталостью.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 40 страниц.