Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения алалии.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблемме изучения дошкольников с алалией.
  • 1.2. Содержание понятия и классификация форм алалии в контексте нарушений устной речи.

Выводы по главе 1.

2. Особенности развития речи у дошкольников с алалией.

  • 2.1. Особенности развития речи у дошкольников с алалией.
  • 2.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. Такой точки зрения придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и многие другие. Очевидным является тот факт, что развитие личности ребенка происходит посредством освоения культурно исторического опыта человечества, который ребенку передает воспитывающий его взрослый. И личность взрослого здесь играет решающую роль. Вместе с тем дошкольники в большинстве своем являются членами детских коллективов, а значит, общение со сверстниками для них является не менее значимым. Период становления межличностных отношений для дошкольников является очень сложным. Особенно труден этот процесс для тех детей, которые имеют серьезные речевые нарушения.

Образные средства языка представляют собой сложную форму человеческого отражения. Прямое отражение к проблеме их формирование имеет своеобразие психических процессов. В основе понимания и употребления образных средств языка лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой во всем мире. Образ жизни многих родителей в настоящее время, также оказывает большое влияние на здоровье ребенка во внутриутробном периоде развития.

Дети у которых есть нарушения в речи, чаще всего имеют логопедическое заключение – общее недоразвитие речи (ОНР). Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др., посвятили свои исследования проблеме изучения и коррекции ОНР в дошкольном возрасте. Эти исследования показывают, что ОНР - имеет сложную структуру, вследствие чего необходима планомерная системная коррекционная работа, в ходе которой необходимо опираться на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин и др.).

Одним из клинических диагнозов при ОНР является алалия, характеризующаяся «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка». Иначе говоря, при алалии речь либо полностью отсутствует, либо отмечается отчетливо выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), при сохранном интеллекте и слухе.

Алалию как самостоятельный вид нарушения выделил в 1875 году доктор Кларус, он назвал ее «врожденной афазией». Так же упоминание об алалии имеются А. Куссмауля (1877), которого считают основателем логопедии как науки. Многие исследователи занимались изучением алалии: Г.Гуцман (1894), А.Либман (1900), М.Б.Богданов – Березовский (1909), Э.Фрешельс (1931), а позднее М.Е.Хватцев, Н.Н.Трауготт, В.К.Орфинская, Р.Е.Левина, Л.В.Мелехова, Г.В.Мациевская, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшиков, С.Н.Шаховская, В.К.Воробьева и др.

В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия, в ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Это обуславливают те сложности, которые остро могут сказываться на личности ребёнка в целом.

Всё это требует создания специальных, благоприятрных условий, применения индивидуально психолого-педагогического подхода для развития детей с алалией.

Целью исследования является психолго-педагогическое изучение дошкольников с алалией.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования дошкольников с алалией;
  • 2. Рассмотреть содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи;
  • 3. Охарактеризовать особенности развития речи у дошкольников с алалией;
  • 4. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с алалией.

Объект исследования: процесс развития и формирования речи у дошкольников с алалией.

Предмет исследования: характеристика психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.