Психологическое консультирование по проблемам пожилых людей в социальной среде

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста.

  • 1.1. Психологические особенности пожилого возраста.
  • 1.2. Одиночество у пожилых людей как основная психологическая проблема возраста.
  • 1.3. Депрессия - причины, признаки, анализ.
  • 1.4. Тревога - причины, признаки, анализ.

Выводы по 1 главе.

2. Эмпирическое исследование психологических проблем лиц пожилого возраста.

  • 2.1. Организация исследования.
  • 2.2. Программа психологической работы с пожилыми людьми.
  • 2.3. Эмпирические результаты.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Забота о пожилых людях - ключевой вопрос сильной социальной, в том числе социально-культурной, политики в любой стране. Психологический комфорт и устойчивость большой группы людей, которая увеличивается в последние десятилетия, служат важными показателями общественного устройства и фактором социальной стабильности.

Оказавшись в связи с уходом на пенсию вне обязательных социальных связей, многие пожилые люди переживают глубокий стресс, сопровождающийся ощущением одиночества и безнадежности. Обретая статус пенсионера, пожилые люди лишь частично участвуют в жизни общества.

Практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества, близких, недостаток общения, беззащитность перед окружением. Негативные установки по отношению к пожилым и старым людям, существующие у лиц молодого и среднего возраста, вызваны отсутствием у них знаний о возрастных изменениях и оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Пожилые люди все больше становятся невостребованными, поэтому с человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретает пропаганда современных научных знаний о социальной активности поздних лет жизни, о путях достижения "благополучного" старения, чтобы старость стала дальнейшим этапом реализации стремлений пожилых людей, удовлетворения потребности быть значимыми и самостоятельными людьми.

Трудности, связанные с поиском адекватных способов адаптации, неопределенность не только будущего, но и настоящего и прошлого, особенно значимы для пожилых людей. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для науки, но и для общества в целом. В то же время, психология одиночества пожилых людей на сегодняшний день является малоисследованной проблемой.

Объект исследования: психологическое консультирование.

Предмет: психологическое консультирование по проблемам пожилых людей в социальной среде на примере ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ельце Липецкой области.

Цель: разработать и апробировать программу психологического консультирования по проблемам пожилых людей в социальной среде.

Задачи:

  • 1) рассмотреть причины одиночества у пожилых людей;
  • 2) изучить психологические проблемы, вызванные одиночеством;
  • 3) рассмотреть методики определения психологического состояния; и психологических проблем;
  • 4) рассмотреть когнитивную психотерапию как метод преодоления негативных психологических состояний;
  • 5) апробировать метод когнитивной психотерапии, арт-терапии, поведенческой терапии в работе с одиночеством пожилых людей.

Гипотеза исследования: использование когнитивной психотерапии и комплексной программы психологической поддержки позволяет снизить уровень ощущения одиночества, тревоги, депрессии пожилыми людьми.

Теоретическая основа исследования: личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), теория деятельности и теории активности субъекта при взаимодействии с окружающей действительностью (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлипский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, субъектный подход, изучающий потенциал развития личности в старости (Н.Х. Александрова, Л.И. Анцыферова, М.В. Ермолаева), теории личностного (К. Роджерс, И.Я:юм, Э. Пенло), социокультурного (К.К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер) и дефицитарного (В. Вейс) подходов к изучению одиночества, а также положения отечественных (C.B. Духновский, Л.В. Куликов, О.В. Лазарянц, М.В. Прохорова, Д..4. Леонтьев, Г.М. Тихонов, Н.Ф. Шахматов, В.Э. Чудновский) ученых о феномене и факторах переживания одиночества в пожилом возрасте.

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;
  • - эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики: - опросник «Шкала одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсоном, использовался для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества, методика «Шкала тревоги» Дж. Тейлора, измерялся уровень тревоги, шкала депрессии А. Бека, измерялся уровень депрессии. Также было проведен опрос для выявления социальных характеристик и одиночества у пожилых людей), эксперимент;
  • - методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;
  • - методы математической статистики: критерий Вилкоксона.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 20 испытуемых, ГУ «Управление Пенсионного Фонда» г. Елец.

Основные этапы исследования:

На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2016 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.

На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь 2016 г.) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.

На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2017 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для психологической коррекции и профилактики одиночества, депрессии, тревожности у пожилых людей. Материалы исследования могут использоваться психологами-консультантами, работающими с пожилыми клиентами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.