Психологические особенности памяти подростка

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретический анализ проблемы психологических особенностей памяти подростков.

  • 1.1. Понятие памяти и её сущностные характеристики.
    • 1.1.1. Понятие памяти.
    • 1.1.2. Виды памяти.
    • 1.1.3. Закономерности запоминания.
  • 1.2. Особенности памяти подростков.

2. Экспериментальное исследование психологических особенностей памяти подростков.

  • 2.1. Организация исследования.
  • 2.2. Методики исследования.
  • 2.3. Рекомендации по развитию памяти подростков.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Успешность выполнения какой-либо более или менее сложной деятельности находится в непосредственной зависимости от того, какое количество единиц информации запоминается и воспроизводится на её этапах. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.

Человеческая память представляет собой весьма совершенный инструмент, удивительный функциональный орган нашей жизни.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени и как они влияют на протекание познавательных процессов человека.

В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.

Процесс запоминания является одним из свойств памяти. При этом мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала – специальная форма сознательной деятельности.

Большое значение придается изучению различных факторов, влияющих на запоминание. В частности, было отмечено, что использование различных вспомогательных средств облегчает запоминание. Такой вид запоминания назван опосредованным. В отличие от него, запоминание, не основывающееся на каких-то вспомогательных средствах, называют непосредственным.

В исследованиях показана большая эффективность опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным, однако исследований их взаимосвязи не проводилось.

Цель исследования - изучение особенностей памяти у подростков.

Предмет исследования - процессы памяти (опосредованное и непосредственное запоминание).

Объект исследования - старшие подростки, 10 человек в возрасте 14-15 лет; младшие подростки, 10 человек в возрасте 11-12 лет.

Гипотезы исследования:

  • - у старших подростков более эффективны процессы опосредованного запоминания;
  • - между непосредственным и опосредованным запоминанием у подростков существуют достоверные прямые взаимосвязи;
  • - у старших подростков в сравнении с младшими взаимосвязи между непосредственным и опосредованным запоминанием становятся менее тесными.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • 1. Провести анализ теоретической литературы по проблеме памяти, её особенностей у подростков.
  • 2. Провести эмпирическое исследование непосредственного и опосредованного запоминания у детей старшего и младшего подросткового возраста.
  • 3. Выявить и сравнить между собой взаимосвязи непосредственного и опосредованного запоминания у детей старшего и младшего подросткового возраста.
  • 4. Предложить рекомендации по развитию памяти подростков.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические: анализ, обобщение литературных источников.
  • 2. Эмпирические: психодиагностические методики.
  • 3. Математические: расчет и анализ процентных соотношений, расчет критерия Спирмена.