Психологические особенности адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков

План курсовой работы

Введение.

1. Психологические проблемы адаптации в условиях ДОЛ.

  • 1.1. Представление об адаптации к условиям нахождения в ДОЛ отдыхающих детей в современной психологической науке.
  • 1.2. Психологические характеристики возрастных особенностей формирования отрядов в ДОЛ.
  • 1.3. Психологические рекомендации к формированию отрядов и адаптации отдыхающих детей в ДОЛ.

Выводы по разделу 1.

2. Эмпирическое исследование адаптационных механизмов к условиям нахождения отдыхающих детей в ДОЛ.

  • 2.1. Методы и процедура исследования.
  • 2.2. Анализ полученных результатов в ходе проведенного эмпирического исследования.

Выводы по разделу 2.

3. Психологический тренинг адаптации отдыхающих детей к условию нахождения в ДОЛ.

  • 3.1. Разработка тренинговой программы.
  • 3.2. Процедура проведения тренинговой программы.
  • 3.3. Анализ полученных данных.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Психологическая адаптация – это сложный и многогранный процесс, который должны принимать во внимание сотрудники ДОЛ и родители, отправляя детей на летний отдых. Адаптации к новому для ребенка месту и новому социальному окружению сопровождается стрессовыми переживаниями. По мнению Л.А. Гордон, процесс адаптации — это не сколько принятие отдельных элементов, а скорее это принятие изменений целостной системы отношений, а также нам не стоит забывать о способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода от одной системы отношений к другой. В более зрелом возрасте личность легче переносит необходимость приспособления к новым условиям, однако у детей этот момент вызывает значительные затруднения, в силу ряда обстоятельств, таких как: недостатка жизненного опыта и самого адаптационного ресурса. Однако нам не стоит забывать, что для формирования личности, детям необходимо сталкиваться с процессом освоения и адаптации к нестандартным или непривычным условиям.

Адаптационный период в ДОЛ длится до 5 дней, однако задача воспитателей задействовать резервы различных возрастных групп, которые приезжают на отдых, чтобы создать безопасную психологическую среду для отдыха детей. Таким образом, в данной работе под адаптацией нами понимается процесс вхождения ребенка в новую для него социализирующую ситуацию развития, в связи с этим персоналу ДОЛ необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности.

В процессе адаптации к условиям ДОЛ педагогический состав сталкиваются с такими проблемами как:

  • - не готовность детей разного возраста к соблюдению режима ДОЛ;
  • - сложность в выстраивании личностного контакта с отдыхающими детьми и педагогическим составом ДОЛ;
  • - расстройство поведения, как форма протестного поведения, связанного с нежеланием находиться в ДОЛ;
  • - педагогическая и психологическая запущенность;
  • - расстройства характера, которые проявляются в выраженных акцентуациях характера;
  • - невротические расстройства, проявляющиеся в страхах и фобиях, так же в истерических состояниях;
  • - стрессовое состояние родителя, который впервые расстается с ребенком на столь длительный срок;
  • - разный социальный статусы детей, находящегося в ДОЛ;
  • - интернет зависимость детей .

Для облегчения прохождения адаптационного периода у детей отдыхающих в ДОЛ, вожатым необходимо учитывать возрастные особенности детей находящихся у них в отрядах, а также обладать навыками модерации.

Объект исследования – психологические особенности личности подростков.

Предмет исследования – психологические особенности адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков.

Цель исследования: провести эмпирическое исследование психологических особенностей адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков, а также разработать тренинговую программу, для адаптации детей к нахождению в ДОЛ.

Гипотеза исследования: адаптация подростков к условиям в ДОЛ зависит от их личностных особенностей, а группы дезадаптированных подростков должны иметь схожие психологические особенности.

Задачи исследования:

  • 1. Провести методологический анализ современной научной литературы по вопросам психологической адаптации.
  • 2. Провести эмпирическое исследование адаптационных механизмов к условиям нахождения подростков в ДОЛ.
  • 3. Разработать психологический тренинг адаптации подростков к условию нахождения в ДОЛ.

Теоретико-методологической основой исследования выступают: исследования развития интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов личности (И. С. Кон), исследования возрастной периодизации развития психики (Д. Б. Эльконин).

Методы исследования: Для решения поставленной задачи использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов, разработка тренинговой программы для адаптации к условиям нахождения в ДОЛ.

В работе были использованы следующие методы сбора данных:

  • 1. Методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К.Роджерс, Р.Даймонд).
  • 2. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина.
  • 3. Методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн». (модификация А.М. Прихожан).

Эмпирическая база исследования: Для изучения особенностей адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков, нами было проведено исследование на базе детского оздоровительного лагеря «Солнечный». Всего в исследовании приняли участие 60 подростков. Возраст участвующих в исследовании 14 – 17 лет.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.