Психологическая готовность ребенка к школе

План курсовой работы

Введение.

1. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

  • 1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.
    • 1.1.1. Личностная готовность.
    • 1.1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
    • 1.1.3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
  • 1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.

2. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.

  • 2.1. Компоненты психологической готовности.
  • 2.2. Формирование мотивационной сферы и внутренней позиции дошкольника.

3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.

  • 3.1. Психологическая дезадаптация ребенка.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Актуальность исследования. Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

  • 1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
  • 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
  • 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
  • 4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

"Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования.

Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

Таким образом, основная цель нашей работы - выявление методик уровня готовности дошкольника к обучению в школе и рассмотрение проведения коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

  • 1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
  • 2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  • 3. Рассмотрение основных причин неподготовленности детей к школьному обучению.
  • 4. Проанализировать психологическую помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.

Объект исследования - дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.