Поэзия как средство достижения эмоциональной отзывчивости на музыку

План курсовой работы

Введение.

1. Эмоциональное переживание музыки: сущность, особенности.

2. Особенности эмоционального содержания музыки и поэзии.

3. Возможности активизации эмоционального восприятия музыки с помощью поэзии.

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение

В настоящее время часто можно констатировать значительное обеднение духовного мира современного человека. Среди причин таких явления – прагматичная настроенность, стремление решать прежде всего финансовые проблемы. Это также агрессивный характер окружающей среды, сильное влияние так называемой массовой культуры. Между тем, эффективным средством воспитания человека является искусство. Способность эмоционально переживать искусство на сегодня довольно мало развита у многих представителей современной молодежи.

Услышать музыку – это значит войти в ее художественное содержание, в ее духовный мир. Но все люди отличаются не только по своим физиологическим особенностям: склад характера и состояние психики тоже различны, поэтому каждый человек понимает определенное музыкальное произведение по-своему, индивидуально. В некоторых случаях может не возникнуть связи между высокохудожественным произведением и слушателем, и особенно часто этот происходит с людьми неподготовленными, музыкально-неграмотными.

Причины сложившейся ситуации вполне понятны: в современных семьях почти не слушают классическую музыку; из радиоприемников, телефонов и телевизоров сплошь слышится легкая популярная или бытовая музыка. В такой ситуации молодежь становится неспособной к восприятию серьезной академической музыки: она просто кажется ей чуждой. Одним из немногих мест, где еще можно встретиться с высокохудожественными произведениями, остается урок музыки в школе.

Хотя серьезная, содержательная поэзия в современной жизни занимает примерно такое же место, что и академическая музыка, ее положение несколько иное в том отношении, что она, будучи искусством словесным, оказывается ближе и понятней человеку. Все, что мы хотим выразить, в значительной степени выражается через слова. Поэтому поэзия может быть хорошим помощником в освоении музыкального материала.

Но поэзии на уроках музыки уделяется, как правило, очень скромное, можно сказать, минимальное внимание. В лучшем случае стихотворение является иллюстрацией к музыкальному произведению, теряя свою полноценность, самодостаточность. Не раскрытым остается главное: глубокое внутреннее содержание произведения и его эмоциональная наполненность. Это проблема и послужила причиной выбора курсовой работы на тему – «Поэзия как средство достижения эмоциональной отзывчивости на музыку».

Воздействовать на эмоциональный мир человека могут все без исключения виды искусства. Огромными возможностями такого рода обладает музыка: не случайно представители романтизма называли ее «языком чувств». На протяжении всей истории человечества музыка существовала рука об руку с поэзией: первоначально, как известно, музыка существовала в синкретическом единстве с поэзией и хореографией. Но даже после того, как эти виды искусства обособились, они сохранили внутреннее родство и способность влиять друг на друга. Сказанным подтверждается актуальность настоящей темы.

Эмоциональный мир музыки и поэзии может пересекаться и взаимно обогащаться. Но если понимать под музыкой только ее «чистые» невербальные жанры – такие, как соната, симфония, концерт, ноктюрн, – то можно констатировать, что их эмоциональное восприятие представляет немалую сложность. Такая музыка эмоционально «закрыта», «зашифрована».

Сказанным обуславливается цель нашей работы – обосновать возможность активизации эмоционального восприятия музыки средствами поэзии.

Задачи:

  • 1. Охарактеризовать сущность и особенности эмоционального переживания музыки.
  • 2. Сравнить особенности эмоционального содержания музыки и поэзии.
  • 3. Выявить возможности активизации эмоционального восприятия музыки с помощью поэзии.

Методы исследования: поиск и анализ литературы, обобщение содержащихся в ней сведений; сравнение, описание, формулировка выводов.