Педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования школьников

План курсовой работы

Введение.

1. История развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века.

  • 1.1. Музыкальное воспитание в 20-30-е годы.
  • 1.2. Музыкальное воспитание в 30-60-е годы.
  • 1.3. Музыкальное воспитание в 70-80-е годы.

2. Педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского.

  • 2.1. Д.Б. Кабалевский – личность в истории отечественной музыкальной культуры и образования.
  • 2.2. Основы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
  • 2.3. Основные принципы и положения Программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского.
  • 2.4. Принцип тематизма. «Три кита» в музыке.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

Актуальность исследования. В нашей стране на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХI веков большое внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Большие воспитательные возможности музыки будут успешно реализованы, если учитель музыки, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства.

Большой вклад в процесс становления музыкального воспитания в нашей стране внес Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, педагог-воспитатель, общественный деятель. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности. Активная творческая и подвижническая деятельность Д. Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы, в которой отражена уникальная отечественная музыкально-педагогическая концепция. В ее основу были положены научные идеи Б. В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-музыкантов – Н. Л. Гродзенской, В. И. Шацкой и др., собственные научные разработки и огромный личный практический опыт. Главной целью музыкального воспитания стало «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

Цель исследования: охарактеризовать педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования.

Объект исследования: процесс становления отечественного музыкального образования в ХХ в.

Предмет исследования: новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального воспитания школьников.

Задачи исследования:

  • 1. Рассмотреть историю развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века.
  • 2. Представить разностороннюю творческую деятельность Д. Б. Кабалевского.
  • 3. Раскрыть сущность новаторской концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д. Б. Кабалевским.
  • 4. Выявить основополагающие аспекты и принципы построения Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы, разработанной Д. Б. Кабалевским.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Б. Кабалеского, а также ряда исследователей из области музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, ОА. Апраксина, Л.А. Артынова, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Л.В. Данилевич, С.М. Едунов, М.Г. Плохова, Б. М. Теплов, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогической и методической, литературы по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных этапов развития отечественного музыкального воспитания, обобщении новаторского педагогического опыта Д. Б. Кабалевского на примере его концепции и Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных учреждений.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27 источников).