Патриотическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

  • 1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников.
  • 1.3. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

  • 2.1. Разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
  • 2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
  • 2.3. Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы по применению программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. На протяжении долгого времени старшие поколения учат младшие любить и уважать свою Родину и семью, помнить и чтить предков, гордиться своими успехами и своей историей. Иными словами, воспитывают патриотические чувства в человеке.

В настоящее время данная тема не теряет своей актуальности. Стоит даже отметить то, что в последнее десятилетие уровень патриотизма среди населения России стал заметно выше, но, к сожалению его «качество» стало ниже. В связи с этим разрабатываются различные программы. В настоящее время в РФ утверждена и действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». В ФГОС акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Помимо государства большую роль в воспитании патриотических чувств играет школа, а точнее классный руководитель. Именно он должен посредством классных часов, тематических мероприятий, экскурсий, бесед и с помощью других приемов объяснить ребенку, что значат понятия родина, добро и зло, уважение и т.д. Заинтересовать в изучении истории своей страны, познакомить с культурой, показать перспективы государства и то, как каждый человек может повлиять на дальнейшее развитие своей родины. Патриотизм является важной чертой всесторонне развитой личности. Так, можно сказать, на плечи классных руководителей ложится большая ответственность - воспитание поколения людей благородных, убежденных, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».

Самым подходящим возрастом для формирования патриотических чувств и качеств является школьный возраст. Именно в этот период начинается процесс становления личности. Ребенок в это время воспринимает множество информации. Важно на данном этапе сформировать правильную жизненную позицию ребенка, отгородить от негативного влияния со стороны общества, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель курсовой работы - проверить эффективность классного часа как формы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания.

Предмет исследования - формы патриотического воспитания в деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что патриотическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя будет эффективным, если будет раскрыта сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», будут рассмотрены формы работы классного руководителя и педагогические условия, а также будет реализована программа патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

Задачи исследования:

  • 1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
  • 2. Рассмотреть формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников.
  • 3. Рассмотреть педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
  • 4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
  • 5. Провести диагностику уровня патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
  • 6. Разработать и реализовать программу патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

Теоретической основой исследования являются труды В.А. Сухомлинского в области педагогики, труды Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева, С.К. Летучевой в области патриотического воспитания, а также диссертационная работа Т.М. Масловой, где она разработала систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировала критерии патриотического воспитания школьников.

Методы исследования - при проведении исследования использовались теоретические методы, а именно: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов, а также эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование. А также математические методы: регистрация и шкалирование.

Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу о формах работы классного руководителя и педагогических условиях в процессе патриотического воспитания школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы патриотического воспитания, способствующей эффективной работе классного руководителя процессе патриотического воспитания школьников.

База исследования - МКОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского р-на Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса в количестве 24 человек.