Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в музейной деятельности.

  • 1.1. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
  • 1.2. Особенности патриотического воспитания младших школьников.
  • 1.3. Возможности музеев патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.

2. Исследование патриотического воспитания младших школьников.

  • 2.1. Диагностическое исследование исходного уровня патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.
  • 2.2. Организация работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в условиях музея.
  • 2.3. Анализ результатов проведенной работы. Методические рекомендации.

Заключение.

Список источников и литературы.

Введение

Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Выше перечисленные качества формируются с периода детства. Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Подготовка ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать окружающую действительность и соотносить свою деятельностью интересами семьи, общества и государства – вот задача, стоящая перед педагогами. Сложность сегодняшнего воспитания, по мнению многих исследователей, заключается в искажении у детей представления о патриотизме, семейных ценностях. В связи с обозначенной проблемой патриотическое воспитание детей начинается с периода детства и является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений».

Комплексные занятия в музее являются эффективным средством патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Они позволяют формировать такие нравственные качества как самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность и, как следствие, активную жизненную позицию. Реализация этого метода патриотического воспитания позволяет объединять различные виды детской деятельности, способствует развитию аналитического и критического мышления, фантазии, навыков общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей), которое выстраивается, прежде всего, на законах нравственности.

Однако, анализируя состояние исследуемой проблемы, мы усмотрели противоречие между востребованностью и необходимостью создания комплекса музейных занятий, который дали бы педагогам возможность поднять уровень патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса. Всё вышесказанное и определило выбор темы данной работы: «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами музейной педагогики».

Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является комплекс занятий в музее, направленный на поднятие уровня патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий в условиях музея, направленных на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  • 1) проанализировать особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
  • 2) рассмотреть возможности музея, которые возможно эффективно использовать в процессе патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
  • 3) провести диагностическое исследование исходного уровня патриотической воспитанности, проанализировать результаты и сделать выводы;
  • 4) разработать комплекс занятий в музее, направленный на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии патриотической сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о взаимодействии семьи и образовательной организации в патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б.Теплова).

Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования.

Теоретические методы исследования: анализ нормативно – правовых документов, теоретико - методологический и понятийно– терминологический анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.

Исследование по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.

1 этап: Проведен анализ педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей младшего школьного возраста; определялись возрастные особенности детей младшего школьного, выявлялся потенциал занятий в музее, их возможности в патриотическом воспитании, определялся инструментарий для диагностики.

2 этап: Проведена диагностика по установлению исходного уровня патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотической воспитанности младших школьников.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования по патриотическому воспитанию детей, педагогами музеев.

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.