Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом

План курсовой работы

Введение.

1. Научно-теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом.

  • 1.1. Воспитание патриотизма младших школьников как психолого-педагогическая проблема.
  • 1.2. Особенности русского народного костюма в воспитании патриотизма младших школьников.

Выводы по первой главе.

2. Содержание и методика организации патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом.

  • 2.1. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в МБОУ Увельской СОШ № 2.
  • 2.2. Методические рекомендации к разработке программ по патриотическому воспитанию школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Каждый человек - есть личность, каждая личность это огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Учитель и педагог Сухомлинский В. А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, воспитания, а так же духовного развития человека.

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические и патриотические потребности.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры.

Прикладное народное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования патриотичности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры.

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в патриотическом направлении.

Решать эту проблему рекомендуют на традиционных занятиях и уроках дополнительного образования.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути патриотического и эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства.

Искреннее стремление принести пользу Родине, понимание личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих свойств.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.

Программа патриотического и гражданского воспитания школьников все чаще определяется как одна из приоритетных в современной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Поэтому тема нашей работы "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским национальным костюмом " актуальна.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Русский народный костюм имеет богатую и длительную историю, его символика восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. От его монументальности веет византийскими традициями. Его архитектоника формировалась параллельно с древнерусским зодчестовом. Поэтому знакомство с народными костюмами соответствует общими задачам воспитания и обучения:

  • - приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
  • - развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
  • - формирование представлений о красоте и гармонии;
  • - воспитание трудолюбия, уважения к людям труда и старшему поколению;
  • - воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
  • - формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
  • - сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
  • - воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Цель работы: Изучить проблему патриотического воспитания младших школьников и выявить содержание, формы и методы использования народного костюма в процессе обучения младших школьников. Процесс патриотического воспитания младших школьников в учебное время.

Объект исследования: Патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: русский народный костюм .

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания младших школьников.
  • 2. Раскрыть содержание, определить формы и методы использования народного костюма в патриотическом воспитании младших школьников.
  • 3. Выявить уровень патриотичности младших школьников.
  • 4. Разработать методические рекомендации к программам по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: русский народный костюм может быть эффектным средством патриотического воспитания учеников начальных классов, если его использовать на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении мероприятий различного уровня, в функционировании фольклорных объединений и ансамблей.

Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:

  • 1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  • 2. Обобщение;
  • 3. Сравнение;
  • 4. Наблюдение.

База исследования: МБОУ Увельская СОШ № 2 п. Увельский.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.