Особенности самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на учебные достижения

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблемы развития самооценки в подростковом возрасте.

  • 1.1. Понятие самооценки. Её структура и виды.
  • 1.2. Особенности развития самооценки детей подросткового возраста.
  • 1.3. Самооценка как проблема психологии личности.

2. Эмпирическое исследование уровня самооценки у подростков.

  • 2.1. Методический подход к исследованию самооценки у подростков.
  • 2.2. Анализ (обсуждение) результатов исследования.
  • 2.3. Рекомендации.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Самооценка – важный компонент самосознания. Предполагает (включает) собственную оценку своей личности, её качеств, характеристик, будущего. Формируется под влиянием рациональных и эмоциональных факторов. На её формирование влияют знания человека о себе и его восприятие и оценка этих знаний.

Актуальность данной темы определяется целым рядом обстоятельств.

Во-первых, самооценка регулирует поведение человека, его активность во всех видах деятельности и в вопросах самоорганизации и самовоспитания.

Во-вторых, самооценка является одним из главных факторов формирования личности подростка. Опасность искажения самосознания - депривация структурных его звеньев, может привести к агрессивности, тревожности, трудностям в общении (недостаточность или полное отсутствие эмоциональных контактов), к утрате воли и даже к суициду.

То есть, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми.

Экспериментальное исследование особенностей самооценки подростка является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Цель исследования: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте. Теоретически обосновать и экспериментально доказать характер влияния самооценки подростков на успешность их учебной деятельности.

Объект исследования: самооценка подростка.

Предмет исследования: характер влияния самооценки на успешность учебной деятельности подростков. Взаимосвязь успехов в учебе и подростковой самооценки.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Познакомиться с основными точками зрения исследователей по данной проблеме.
  • 2. Изучить особенности развития (формирования) самооценки в подростковом возрасте.
  • 3. Выявить закономерности взаимодействия учебной деятельности и особенностей самооценки подростка.
  • 4. Сформулировать рекомендации педагогам по формированию позитивной адекватной самооценки в подростковом возрасте.