Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы самостоятельности как значимое качество личности.

  • 1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы самостоятельности личности.
  • 1.2. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте.
  • 1.3. Методические основы развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

А. Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения, а также личностных свойств.

Большое значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей дошкольного возраста отмечалось такими учеными как Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, А.П.Усова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин рассматривали сюжетно-ролевую игру в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, в рамках которой складываются, актуализируются и проявляются все новообразования психического развития детей. Именно игровая деятельность точно соответствует возрастным потребностям и интересам детей. Д.В. Менджерицкая уделяла внимание руководству сюжетно-ролевыми играми, считая, что только правильный подход воспитателя и организованная развивающая среда способствуют развитию самостоятельности на протяжении всего дошкольного детства.

Вместе с тем на практике, воспитатели не в полной мере уделяют внимание организации целенаправленной работы по развитию самостоятельности у детей, считая, что для этого достаточно тех условий, которые реализованы в педагогическом процессе. В то время как систематическое и планомерное проведение сюжетно-ролевых игр, продуктивной, трудовой деятельности с детьми с постепенным усложнением содержания положительно влияет на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема определила выбор темы исследования: «Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста».

Цель исследования: изучить теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: самостоятельность как социально значимое качество личности.

Предмет исследования: особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме самостоятельности как личностного качества.
  • 2. Раскрыть возрастные особенности развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте.
  • 3. Охарактеризовать методические основы развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте.
  • 4. Составить методические рекомендации для педагогов детского сада и родителей по развитию самостоятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются: положение А. Н. Леонтьева о психическом развитии как накоплении человеком культуры через овладение знаниями умениями навыками и выработкой определенных личностных свойств; исследования Д. В. Менджерицкой по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что составленные методические рекомендации по развитию самостоятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами детского сада и родителями.

Структура работы представлена введением, одной главой, заключением, библиографическим списком, приложением.