Особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выводы по главе 1.

2. Методические особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

  • 2.1. Трудности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • 2.2. Методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу создания оптимальных условий для социального становления ребенка в этот период его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка - правильная и грамотная речь. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.

Ситуация усугубляется и тем, что последние десятилетия в обществе доминирует мода на раннее обучение детей чтению и иностранным языкам. Вначале существовало несколько авторских методик для дошкольников, например, методика Зайцева, которые применялись в дошкольных образовательных учреждениях и центрах раннего развития. Позже такие методики получили широкое распространение как среди ДОУ, центров раннего развития, так и среди родителей.

Однако раннее обучение чтению не приводит к планируемым результатам: ребенок, который умеет читать еще до школы, не всегда успешно обучается в начальной школе, не обязательно проявляет интерес к чтению в дальнейшем, а многие дети не могут овладеть навыком полноценного чтения на протяжении всего обучения в школе. Исследователи этого феномена считают, что одной из основных причин, которые определяют желание родителей научить ребенка читать как можно раньше, является то, что для взрослых ребенок становится элементом некоего престижа. При этом не учитываются возрастные возможности ребенка и психологические предпосылки обучения чтению, возникновение которых делает этот процесс естественным и успешным.

Проблемы обучения чтению наиболее разработаны в психолого-педагогической литературе (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) и в логопедических исследованиях в связи с нарушениями усвоения грамоты детьми с различными дефектами речи и недостатками психического развития (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Е. М. Мастюкова и др.). Прикладной аспект проблемы обучения чтению детей с недостатками речи является предметом исследований многих логопедов (Г. А. Каше, Е. В. Колесникова, Т. Б. Филичева, Т. В Туманова и др.).

Цель исследования – теоретически изучить особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Охарактеризовать дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • 3. Описать трудности обучения чтению детей с нарушениями речи;
  • 4. Обосновать методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – процесс подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.