Особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях.
  • 1.2. Особенности организации логопедических занятий.

Выводы по главе 1.

2. Методические особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

  • 2.1. Характеристика речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
  • 2.2. Требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Правильно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности и коррекционных классов, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Основным специалистом группы или класса компенсирующей направленности является учитель-логопед, педагог-дефектолог, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с другими воспитателями (педагогами) ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Проблема коррекции речевого развития освещена в трудах Л. С Волковой, Н. С Жуковой, Р. И Лалаевой, Е. М. Мастюковой, О. С. Орловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховскаой и др.

В отечественной логопедии имеются сведения о том, что даже в условиях логопедической работы речевые нарушения нередко имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте (О. Е. Грибова, Л. Р. Давидович, А. Н. Корнев и др).

Организация занятий по развитию речи на начальном этапе обучения требует четкого отбора дидактического и речевого материала, который будет предъявляться детям. Взрослые, обсуждая с детьми различные предметы и явления, используют большой объем дидактического и речевого материала, включающий как обиходно-разговорную, так и тематическую лексику. Это является необходимым условием организации речевой среды в группе, предполагающей постоянное мотивированное речевое общение с детьми.

В процессе работы над дидактическим и речевым материалом должны быть обеспечены разные условия его применения в детском саду и дома: в быту, в играх и другой деятельности. Включение слова в различные между условные связи будет способствовать пониманию обращенной речи, активизации речевой практики ребёнка.

Цель исследования – теоретическое изучение особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях;
  • 2. Рассмотреть особенности организации логопедических занятий;
  • 3. Охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий;
  • 4. Обосновать требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Объект исследования – процесс организации логопедических занятий.

Предмет исследования – особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Методы исследования: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.