Особенности пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План курсовой работы

Введение

1. Теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

  • 1.1. Понятие и уровни общего недоразвития речи в логопедии
  • 1.2. Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с нормой речи и с ОНР.
  • 1.3. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР.
  • 1.4. Методические подходы к исследованию и преодолению недостатков связной речи у детей с ОНР.

2. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР.

  • 2.1. Цели, задачи и процедура проведения констатирующего эксперимента.
  • 2.2. Результаты констатирующего эксперимента.

3. Основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.

Развитие речи в онтогенезе предполагает освоение богатейшего словарного запаса языка, овладение языковыми законами и нормами родного языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

Степень разработанности проблемы. Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др. Вопросами развития ребенка дошкольного возраста с дизартрией занимались Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, О. Г. Приходько и др.

В ходе изучения разных форм речевых нарушений у детей дошкольного возраста в специальной психологии сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, обозначены направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.).

Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Н.Ефименкова и другие.

В силу того, что связная речь формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком закономерностями родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе. Эффективность процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Принимая во внимание принцип поэтапности формирования умственных действий, можно предположить, что эффективность методики развития связной речи будет зависеть от применения перессказа, позволяющего облегчить формирование алгоритма продуцирования связного высказывания и способствующего интериоризации внешних действий во внутренний план.

Объект исследования – связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель исследования – исследование особенностей связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа.

В задачи исследования входило:

  • 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  • 2. Провести экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР;
  • 3. Представить результаты констатирующего эксперимента.
  • 4. Определить основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР.

Гипотеза исследования: использование пересказа позволяет выявить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей связной речи у дошкольников с ОНР, в углублении научных представлений о структуре речевого дефекта при данной форме речевой патологии, в обосновании необходимости использования методов пересказа в процессе логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов диагностики и коррекции нарушений связного высказывания у детей с общим речевым недоразвитием с применением методов пересказа.

Структура и объем работы: работа состоит из содержания, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 59 наименований и 6 приложений. Основной текст работы составляет 77 печатных страниц, 11таблиц, и 6 диаграмм.