Особенности общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения общения детей дошкольного возраста.

  • 1.1. Современный подход к изучению развития общения детей дошкольного возраста.
  • 1.2. Основные этапы развития общения детей дошкольного возраста.

2. Анализ развития общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  • 2.1. Проблема изучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • 2.2. Особенности общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Вся жизнь человека протекает в постоянном общении, независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность. В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.), с самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.

Одной из самых многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями являются дети с задержкой психического развития - одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Такие дети составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, З.И. Калмыковой и др.

Как показывает анализ специальной литературы, тема общения является одной из актуальных в отечественной коррекционной педагогике. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований философов и социологов (М.С. Каган, И.С. Кон; Б.Д. Парыгин), педагогов (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик) и психологов (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, И.А. Коробейников, В.Л. Леви, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, В.Н. Панферов, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

Акцентирование внимания на изучении детей с задержкой психического развития понятно и закономерно, так как раннее выявление отклонений в познавательной сфере и раннее вмешательство способствуют предотвращению вторичных наслоений и лучшей социальной адаптации такого человека в обществе.

В России данная проблема носит дискуссионный характер и требует дальнейшего ее разрешения. Известно, что в настоящее время в нашей стране действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Помощь детям с нарушением интеллекта оказывается с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т. е. вопросы диагностики, развития, коррекции, образования и воспитания рассматриваются специалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами - по мере необходимости.

На современном этапе разработанная и созданная усилиями отечественных ученых система специализированной помощи детям с задержкой психического развития достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению.

Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей с задержкой психического развития (Т.П. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Описаны различные варианты задержки психического развития (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская. И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова), специфика познавательной деятельности (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова, С.А. Домишкевич. Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович) этой категории детей. Определены психолого-педагогические основы обучения детей с задержкой психического развития (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.)

Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышева).

Недостаточно изучено общение детей с задержкой психического развития, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим условием социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.

В немногочисленных исследованиях отмечается отставание детей с задержкой психического развития от возрастных норм (Д.И. Бойков, 2005; Е.Е. Дмитриева, 2005; Л.В. Кузнецова, 1984; Е.С. Слепович, 1989). Авторы указывают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с интеллектуальной недостаточностью фактически ограничены в возможностях словесной коммуникации, так как усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Это обстоятельство создает дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Актуальность темы. На современном этапе развития общество выдвигает новые задачи в воспитании детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение со взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. Таким образом, проблема оказания специальной педагогической помощи детям с задержкой психического развития в настоящее время является актуальной и требует дальнейшей разработки и внедрения коррекционно-развивающих программ, эффективных проектов психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы: изучить литературу по теме общения детей с задержкой психического развития и выявить особенности общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для реализации поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:

  • - изучить теоретические основы развития общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  • - выявить особенности общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объектом данной работы является задержка психического развития.

Предмет: психологические особенности детей с задержкой психического развития.