Особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

  • 1.1. Проблема изучения афазии в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Психолого-педагогическое понятие детской афазии.

Выводы по главе 1.

2. Особенности восстановительной работы с детьми при афазии.

  • 2.1. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми при афазии.
  • 2.2. Методы и приемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Афазия относится к числу наиболее сложных патологий речи центрального органического генеза. Вопросы восстановления речи при локальных поражениях структур головного мозга интересуют ученых уже более ста лет. Целый ряд проблем, связанных с изучением афазий, до сих пор остается актуальной как для науки, так и для практики.

Но, на фоне значительного числа исследований афазии у взрослых, за многолетнюю историю существования афазиологии, значительно меньше внимания уделялось вопросам изучения особенностей течения этого заболевания у детей при локальных поражениях структур головного мозга. Недостаточно освещенной в научно-теоретических источниках осталась специфика коррекционно-восстановительной работы при афазиях у детей дошкольного возраста.

Изучение нарушений речи при афазии проводилось в рамках психолингвистики и нейролингвистики такими авторами как: Ю. Д. Апресян, Н. А. Бернштейн, Т. Г. Визель, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, нейропсихологии: П. К. Анохин, С. В. Бабенкова, А. В. Запорожец, Н. Н. Трауготт и др.

Так, отдельные данные относительно течения этого заболевания у детей представлены в исследованиях Н. Г. Манелис, Н. К. Корсаковой, Ю. В. Микадзе, А. В. Семенович, Е. Г. Симерницкой, Д. А. Фарбер.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема разработки современных эффективных методик коррекционно-восстановительной работы с детьми, страдающими афазией, в процессе специально организованного коррекционно-восстановительного обучения.

Вместе с тем следует отметить, что в практике коррекционной работы по восстановлению как двигательной, так и речевой функций детей до сих пор используются методы и формы, которые преимущественно базируются на неврологической и нейропсихологической концепциях коррекционно-восстановительной работы со взрослыми и существенно не отличается от них. Названы отличия прежде всего касаются сроков восстановления речи и быстрой перестройки мозговых механизмов, которые являются еще достаточно пластичными.

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения состояния нарушенных речевых и двигательных функций у детей с афазией, и разработки на этой основе содержания коррекционно-восстановительного обучения, которое должно строиться с позиций нейропсихологического и нейролингвистического анализа речевой деятельности, нейрофизиологических механизмов построения произвольных движений и закономерностей развития мозга при нормальном и нарушенном онтогенезе у детей дошкольного возраста.

Выше обоснованная актуальность изучаемой проблемы позволила определить тему для исследования в рамках данной курсовой работы: «Особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей».

Цель исследования – теоретическое изучение особенностей коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Задачи исследования:

  • 1. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы обосновать проблему изучения афазии;
  • 2. Изучить психолого-педагогическое понятие детской афазии;
  • 3. Рассмотреть особенности работы с детьми при афазии;
  • 4. Охарактеризовать методы и приемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Объект исследования – развитие речи у детей с афазией.

Предмет исследования – особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 31 страница.