Особенности изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблемы изучения стихотворных произведений учащимися с умственной отсталостью.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам изучения умственно отсталыми учащимися литературных произведений.
  • 1.2. Психологическая характеристика процесса заучивания стихотворений учащимися с умственной отсталостью.

Выводы по главе 1.

2. Специфика изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью.

  • 2.1. Трудности при заучивании стихотворений у учащихся с умственной отсталостью.
  • 2.2. Методы и приемы изучения стихотворений с учащимися с умственной отсталостью.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность. Учащиеся с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов в сфере познавательной деятельности, в том числе запоминания. При этом проявляется не просто отставание от нормы, но и глубокое своеобразие развития. Именно процесс запоминания является основополагающим в процессе изучения стихотворений.

В специальной (коррекционной) школе изучение стихотворений предусмотрено программой по чтению и развитию речи. В зависимости от возрастных особенностей учащихся предусмотрен объем стихотворных текстов, сложность их воспроизведения и понимания, количество стихотворений. Как показывает практика, умственно отсталому учащемуся выучить стихотворение чрезвычайно сложно.

Особенности психофизического развития учащихся с умственной отсталостью, особенно памяти, затрудняют запоминание ими стихотворных текстов. Осложняют этот вид деятельности и узкий кругозор учащихся, недостаточное понимание речи, скудный словарный запас. Поэтому в работе по обучению школьников с умственной отсталостью изучению стихотворения можно выделить некоторые особенности. Они выражаются в более тщательной словарной работе, в обязательной предварительной беседе по актуализации представлений, в большем количестве повторений, в некоторых специальных приемах заучивания, а также приемах, способствующих углублению понимания.

Проблема изучения памяти и мыслительного процесса запоминания нашла свое отражение в трудах таких отечественных психологов и педагогов как Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. М. Истоминой, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.

На сегодняшний день в специальной педагогике крайне мало исследований, посвящённых особенностям изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью. Отдельные аспекты процесса изучения стихотворных произведений в специальной (коррекционной) школе освещались такими исследователями как: А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, Н. Б. Лурье, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф.

Основные методические аспекты работы над стихотворениями в специальной (коррекционной) школе представлены в работах А. К. Аксеновой, Л. C. Вавиной, М. Ф. Гнездилова, Е. А. Гордиенко, З. Н. Смирновой.

Обоснованная выше актуальность и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы особенностей изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью позволили определить тему для изучения в рамках данной курсовой работы: «Особенности изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью».

Целью исследования является теоретическое исследование особенностей изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью.

Задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по вопросам изучения умственно отсталыми учащимися литературных произведений;
  • 2. Рассмотреть психологическую характеристику процесса заучивания стихотворений учащимися с умственной отсталостью;
  • 3. Охарактеризовать трудности при заучивании стихотворений у учащихся с умственной отсталостью;
  • 4. Обосновать методы и приемы изучения стихотворений с учащимися с умственной отсталостью.

Объект исследования – процесс изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью.

Предмет исследования – особенности изучения стихотворений учащимися с умственной отсталостью.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы 43 страницы.