Особенности фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы фразовой речи дошкольников с нарушениями речи.

  • 1.1. Фразовая речь дошкольников как объект изучения в общей и специальной психолого- педагогической литературе.
  • 1.2. Общие основы формирования фразовой речи у дошкольников в онтогенезе.

Выводы по главе 1.

2. Особенности развития фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

  • 2.1. Особенности развития фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • 2.2. Содержание коррекционной работы по преодолению недостатков фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Поскольку одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте является речевое развитие ребенка, то степень развития этой сферы психики определяет, как известно, уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, его потребностей и интересов, уровень знаний, умений и навыков.

Развитие фразовой речи, ее объем и качество, уместная актуализация слов во время говорения – это все важнейшие составляющие речевого онтогенеза дошкольника. В связи с этим, значимость приобретает превентивное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи и непосредственно логопедическая работа с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста, особенно общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

От уровня сформированности речи ребенка, в частности, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон, зависит уровень овладения учебной деятельностью, школьными знаниями, умениями и навыками в соответствии программных требований. Поскольку, речь плотно связана с мышлением, по выводам Л. С. Выготского, то ребенок с общим недоразвитием речи который имеет нарушение процесса формулирования выражения или высказывания не выполняет полноценно мыслительно-познавательную функцию, что отрицательно сказывается в дальнейшем на овладении чтением и письмом в начальной школе.

В связи с этим, формирование устной речи детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе рассматривается в числе важнейших задач.

Своеобразие формирования фразовой речи при общем недоразвитии речи продемонстрировано в изысканиях М. В. Богданова-Березовского, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, О. В. Правдиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской, Б. М. Гриншпуна и прочих.

Большой интерес представляют труды Р. Е. Левиной, в которых применяется комплексный подход к рассмотрению речевых патологий у ребенка, на основании которого показана периодизация общего недоразвития речи.

Формирование фразовой речи считается истоком для последующего становления умения воспользоваться монологической речью, грамматически её оформлять, четкого и ясного произнесения звуков и слов. Только лишь овладев законами построения разного вида фраз, дошкольник способен благополучно контактировать и узнавать реальность. Для того чтобы у детей возникла и верно формировалась фразовая речь, требуется речевая среда и необходимость воспользоваться информацией как главным методом общения с родными людьми и ровесниками.

По разным причинам у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающих детский сад общеобразовательного типа, часто наблюдаются недостатки фразовой речи. При отсутствии своевременно начатой целенаправленной коррекционной работы впоследствии можно наблюдать проявления задержки овладения связной речью. Своевременное выявление недостатков фразовой речи у детей дошкольного возраста и оказание им необходимой помощи является актуальной задачей.

Цель исследования: теоретически изучить особенности фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития фразовой речи у дошкольников;
  • 2. Охарактеризовать общие основы формирования фразовой речи у дошкольников;
  • 3. Рассмотреть особенности развития фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • 4. Обосновать содержание коррекционной работы по преодолению недостатков фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: фразовая речь детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 42 страницы.