Особенности формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

  • 1.1. Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза.
  • 1.2. Приемы формирования навыков анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

2. Описание опыта работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

  • 2.1. Диагностика уровня формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.
  • 2.2. Методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Заключение.

Библиографический список литературы.

Введение

Актуальность проблемы формирования умений звукового анализа и синтеза речи у дошкольников обусловлена тем, что данное умение является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Проблема нарушений языкового анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет на формирование устной и письменной речи ребенка и определяет успешность овладения грамотой. Различают три формы языкового анализа и синтеза: фонематический (звуковой) анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; деление предложений на слова и текста на предложения.

За период дошкольного обучения дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Но в силу ряда причин к 6-7 годам у детей не всегда оказывается сформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.

На этапе подготовки к школьному обучению необходима целенаправленная работа по формированию умений анализа и синтеза речи у детей до школьного возраста.

Проблема формирования навыков звукового анализа у детей рассматривается в трудах известных педагогов и психологов: Н.Х. Швачкиной, Р.Е. Левиной, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, В.И. Бельтюкова.

Методологической основой исследования является звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста; работы, посвященные формированию фонематических процессов Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелевой.

Важным методологическим положением, определяющим процесс формирования умений анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста, является понятие «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое должно определять задачи для построения работы с детьми, имеющими разный уровень речевого развития.

Цель исследования: определить особенности формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Задачи исследования:

  • 1. Сделать анализ теоретической и методической литературы по теме исследования.
  • 2. Определить приемы работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.
  • 3. Провести диагностику умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.
  • 4. Разработать методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теоретического материала по проблеме формирования умений анализа и синтеза речи у дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике работы ДОУ.