Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, в семье с единственным ребенком

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

  • 1.1. Семья как социально-культурная среда воспитания дошкольников.
  • 1.2. Характерные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

2. Основные особенности воспитания единственного ребенка в семье.

  • 2.1. Трудности воспитания единственного ребенка.
  • 2.2. Положительные и отрицательные моменты развития единственного ребенка семье.

3. Оценка уровня эмоционального состояния детей дошкольного возраста на примере неврозности.

Заключение.

Библиографический список.

Приложение.

Введение

Актуальность выбранной темы. Несмотря на прибыльные позиции России в мировых демографических рейтингах, некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Такая ситуация объясняется, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть состоятельного населения жалуется на нехватку времени для воспитания детей. Защищая свою позицию, родители одного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче поддерживать, больше времени может быть посвящено его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей единственный ребенок имеет возможность получить больше внимания от родителей, но этот вопрос следует рассматривать с другой точки зрения. Как отмечают многие ученые (С. А. Амбалова, М. И. Бекёева, А. Д. Гусова, Т. А. Подольская, С. А. Русь), интеллектуальное развитие одного ребенка часто опережает развитие сверстников: прежде чем другие дети начнут говорить, читать, считать, сбрасывать, поскольку родители возможность уделить ему больше внимания и попытаться развить свои способности, сформировать интерес к окружающему миру. Конечно, единственный ребенок в семье проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, ранний психологический рост может стать тяжелым бременем для ребенка.

Данная работа раскрывает особенность эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в семье, в которой он является единственным. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Период дошкольного детства является сензитивным для развития эмоциональной сферы: именно в этот период функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям собственного отношения к различным объектам и явлениям действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически исследовать влияние семейного воспитания единственного ребенка на эмоциональную сферу младшего школьника.

Задачи:

  • 1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
  • 2. Оценить роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка;
  • 3. Охарактеризовать плюсы и минусы воспитания в семье единственного ребенка;
  • 4. Выявить зависимость эмоционального благополучия детей от стилей воспитания в семье с единственным ребенком и в многодетных семьях;
  • 5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Методологическую основу курсовой работы составили:

  • - теоретические труды по возрастной психологии, психологии дошкольного и младшего школьного возраста;
  • - труды по психологии (особенности эмоциональной сферы ребенка);
  • - научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

  • 1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.
  • 2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с родителями, воспитывающими одного ребенка.

База исследования: Семьи, воспитывающие одного ребенка, и семьи, в которых растут 2-3 ребенка. Объем выборки составил 25 семей. Возрастной показатель родителей варьировался от 25 до 30 лет.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.