Оценка технической подготовки в физическом воспитании

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты технического мастерства спортсменов.

  • 1.1. Содержание технической подготовки и критерии ее эффективности.
  • 1.2. Показатели оценки технического мастерства.

2. Научно-методические основы оценки технической подготовки волейболистов.

  • 2.1. Техническая подготовка как основа мастерства юных волейболистов.
  • 2.2. Особенности развития физических качеств и контроля над технической подготовленностью юных волейболистов.
  • 2.3. Практические рекомендации по разработке системы оценки технической подготовленности волейболистов.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность. Одним из самых распространенных направлений исследования в спортивной биомеханике является изучение техники физических упражнений, поиск рациональных вариантов и оценка эффективности их выполнения. Однако, как это ни парадоксально, понятие «спортивная техника» остается не вполне определенным, так же как и способы количественной оценки уровня технического мастерства спортсменов. Трудность решения этой проблемы связана с тем, что какие бы биомеханические показатели не использовали в качестве критериев технического мастерства спортсменов, их величина в той или иной мере зависит от двигательных способностей спортсменов, психологических и других факторов.

В спортивной биомеханике изучение техники физических упражнений в большинстве случаев осуществляется методом биомеханического анализа кинематических, динамических и энергетических характеристик движения с использованием различных методик исследования (оптико-электронных, механо-электрических, электрофизиологических и др.). Однако существуют и другие методы исследования двигательных действий человека, такие как логико-статистические, механико-математические и системные. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и ограничения, знание которых необходимо не только для успешного решения исследовательских задач, но и для поиска новых подходов к решению этой проблемы. Разработка и экспериментальная проверка эффективности использования интегративных подходов к изучению техники спортивных двигательных действий является одной из актуальных методологических задач спортивной биомеханики.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являлись теория многоуровневого строения системы управления двигательными действиями человека H.A. Бернштейна, теория функциональных систем П.К. Анохина, психологическая теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, концепция биомеханического строения двигательных действий человека Д.Д. Донского и А.А. Шалманова.

Под техническим мастерством обычно подразумевается совершенство двигательного компонента, однако этого далеко недостаточно. Техническое мастерство - понятие более широкое, включающее в себя не только двигательную сторону действия, но и все те процессы, которые участвуют в регулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект.

В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска методических подходов к объективной оценке, а следовательно, дальнейшему совершенствованию технических навыков спортсменов.

Объект исследования - техническая подготовка спортсмена.

Предмет исследования - оценка технической подготовки спортсмена.

Цель исследования: рассмотреть различные методологические подходы к оценке технического мастерства спортсменов и на примере волейбола.

Задачи исследования:

  • - рассмотреть понятия – техническая подготовка, спортивная техника и техническое мастерство;
  • - определить основные критерии оценки технического мастерства;
  • - разработать методику оценки технической подготовки детей, занимающихся волейболом.

Гипотеза исследования: при рассмотрении различных подходов к оценке технической подготовки спортсменов в целом, возможно, разработать наиболее оптимальную систему объективной оценки технической подготовленности спортсмена в определенном виде спорта с целью выявления дальнейших путей совершенствования техники.

Методы исследования: В исследовании были использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий по теме исследования, мысленное моделирование при создании системы оценки технических действий юных волейболистов.

Теоретическая значимость исследования - систематизированы и обобщены подходы к оценке технической подготовленности спортсменов, разработана методика оценки технической подготовки спортсменов-волейболистов.

Практическая значимость исследования - результаты исследования могут быть использованы студентами профиля «Физическая культура» при изучении особенностей оценки технической подготовки спортсменов, а также тренерами при подготовке программ совершенствования технической подготовки спортсменов-волейболистов.