Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах

План курсовой работы

Введение.

1. Общая характеристика спартанского воспитания.

2. Общая характеристика воспитания в Афинах.

3. Общие и отличительные черты воспитания в Спарте и Афинах.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Человек характеризуется социо-культурным способом передачи информации, в том числе, от одного поколения к другому. Соответственно, различные сообщества вырабатывают свои методы и формы воспитания и обучения, как способы передачи идеалов и требуемых навыков и стереотипов поведения. И поиск наиболее эффективных путей в этой области характерен для любого достаточно развитого в культурном плане общества.

И опыт античной, а в частности, древнегреческой культуры в этом остается для нас в достаточной мере актуальным. С одной стороны, по мнению многих авторов, например, Д. И. Латышиной, в древнегреческой науке истоки многих педагогических идей. И с другой стороны, звучат достаточно злободневно слова Аристотеля о том, что: «В настоящее время существует разногласие по поводу практики воспитания: не все согласны в том, чему должны учиться молодые люди и в целях развития в них добродетели, и ради достижения наилучшей жизни; не выяснена также и цель воспитания - развитие ли умственных способностей или нравственных качеств.

Из-за характера обычного воспитания и обсуждение воспитания является беспорядочным, и остается совершенно невыясненным, нужно ли упражнять в том, что пригодно в практической жизни, или в том, что направлено к добродетели, или, наконец, в том, что относится к отвлеченному знанию. Каждый из приведенных взглядов имеет своих защитников. Не пришли также ни к какому соглашению и насчет того, что же ведет к добродетели».

И хотя в современной системе образование ясно декларируется цель — формирование полноценной, гармонично развитой личности, в том, как достичь этого на практике, остается много вопросов и противоречий.

Также в оценке актуальности темы работы необходимо учесть значение древнегреческой цивилизации для формирования европейской культуры. «История образования в античности не безразлична для нашей современной культуры: она возвращает нас к непосредственным истокам своей собственной педагогической традиции. Мы - греко-латиняне: самая основа нашей культуры восходит к их культуре, и это в очень большой мере касается нашей системы образования».

Объектом исследования выступают системы обучения и воспитания формирующиеся в спартанском и афинском государствах в классическую эпоху.

Предметом исследования являются особенности спартанской и афинской систем обучения и воспитания и связь этих особенностей с идеалами общественной жизни, декларируемой в полисе.

Целью данной работы мы ставим комплексный анализ целей и методов обучения и воспитания в Спарте и Афинах VI - IV вв до н.э. и выявление характера связи между базовыми паттернами (основными идеями) общественной жизни (в рамках древнегреческого полиса) и сформировавшимися в данных сообществах системами воспитания и обучения; с учетом того, что эта система не была некоей застывшей формой, но претерпевала постоянные изменения в течении ряда веков существования древнегреческой культуры как группы взаимосвязанных общественно-политических образований, обладающих в то же время значительной долей автономии.

В ходе исследования, решаются следующие задачи:

  • - изучить источники и литературу, посвященную теме работы;
  • - дать общий обзор системы воспитания и образования в Спарте;
  • - дать общий обзор системы воспитания и образования в Афинах;
  • - проследить динамику развития педагогических идей и педагогической практики в указанных полисах; включая связь между общественными идеями и системой образования и воспитания;
  • - провести сравнение образования и воспитания в Спарте и Афинах на основании предварительно выделенных факторов.

В качестве метода исследования было выбрано изучение источников и литературы; сопоставление и анализ содержащихся в них данных и сравнение полученных на основании анализа «профилей» образования и воспитания указанных полисов.

В настоящий момент существует ряд достаточно обстоятельных работ, посвященных вопросам воспитания и образования в Древней Греции. Также, сведения по данной тематике присутствуют в работах, посвященных истории Древней Греции в целом, и, конечно же, в трудах, посвященных истории педагогики. Как правило, все они опираются на общий корпус данных, включающий в себя, в первую очередь, сочинения греческих и римских современников, таких, как Платон, Аристотель, Ксенофонт, Плутарх, а также археологические источники. Однако отметим, что значительная часть авторов описывает афинскую и спартанскую модели образования/воспитания как устоявшиеся законченные формы, мало внимания уделяя динамике развития этих моделей и интерпретируя известные факты в рамках дихотомии Спарта - Афины, как узкая направленность на военную подготовку / государственное образование - идеал совокупности добродетелей / частное образование. Например, А. Н. Джуринский пишет в «Истории педагогики»: «Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи. Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах». Что позволяет достаточно очерчено и точно выявить различия этих исторических педагогических систем в финальной стадии их развития. Для понимания же того, каким образом осуществлялся выбор в пользу тех, либо иных форм обучения и воспитания, необходимо проследить динамику развития этих систем в сопряжении с утверждаемыми общественными идеалами.