Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

  • 1.1. Содержание, методы и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.2. Психологическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.3. Педагогические условия воспитания гуманных чувств к окружающим.

2. Эмпирическое изучение педагогических условий у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств.

  • 2.1. Организация, методы исследования и уровень развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.2. Методика воспитания гуманных чувств.
  • 2.3. Оценка результативности воспитания гуманных чувств.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Любовь, сострадание, доброта, милосердие, честность, дружба, справедливость… Простые нравственные человеческие качества. Они затрагивают душу взрослого и ребенка. Мы взрослые видим как меняется мир. Обострение нравственной ситуации в мире все отчетливее приводит к пониманию того, что кризис социально-нравственных ценностей – это во многом кризис мировоззрения и сознания человечества. Существует всеобщая обеспокоенность нравственной ситуацией: дети, брошенные родителями, отсутствие чувства долга, совести, милосердия.

Бог создал людей добрыми, хорошими. Тогда почему мы делаем плохие поступки, почему не совершаем добрых дел, почему ругаемся и злимся, становимся жадными и завистливыми, несправедливыми.

Закладывание социально-нравственных основ должно начинаться с детства. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственной личности. Еще в старину люди говорили: «Воспитывать ребенка надо когда он лежит поперек кровати, а не в длину».

А. Сухомлинский говорил: «Если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьет плодоносные ветки».

На вопрос «как делать?» помог ответить Л.Н. Толстой: «Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, тоже дело становится привычкой».

Конечно, одни наши беседы, занятия, игры не могут полностью изменить детское мировоззрение. Цель педагога – помочь ребенку задуматься о доброте и милосердии, дать толчок к самостоятельной, осознанной деятельности.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества. Нравственность по своей природе имеет социально-нормативный характер. Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Нравственная норма – это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие поступки являются допустимыми и предпочтительными и какие следует избегать.

Нравственная личность не может быть сформирована самостоятельно. Для ребенка в качестве носителя социально-нравственных норм выступает взрослый и общество в целом. Формирование самосознания дошкольника происходит в результате взаимодействия с окружающими людьми. Семья и дошкольное учреждение – основные институты социализации детей дошкольного возраста.

Большинство педагогов, в частности И.А. Сикорский, В.А. Сухомлинский, В.П. Вахтерев определяют роль взрослого в нравственном воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «без идеала нет стержня человеческой личности». Методом нравственного воспитания в период раннего детства И.А. Сикорский считал подражание. Ввиду того, что данный феномен присущ именно детскому возрасту, взрослые обязаны окружить ребенка положительными примерами собственного поведения.

В.П. Вахтерев отмечал, что независимо от личного желания взрослый человек оказывает воспитательное воздействие на ребенка всем своим поведением, свои образом жизни, каждым своим поступком. Следовательно, для того, чтобы воспитать нравственную личность, близкий человек должен быть сам высоко нравственным.

И.А. Сикорский справедливо указывал на незаменимое воспитательное воздействие семьи на детей, т.к. важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности семейного воспитания, семейного воздействия, а также патогенное родительское поведение формируют дефицит условий развития личности. В данном случае дошкольное учреждение, и, наоборот, поддерживать нравственные основы, заложенные социально-здоровой семьей, создавать оптимальные условия для развития личности.

Объектом исследования является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования - педагогические условия воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы - определить гуманные чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • - определить содержание, методы, и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
  • - выявить педагогические условия воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста;
  • - рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • - разработать методику воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста и оценить ее результативность.

Методы: анализ литературы по проблемам исследования, беседа, анкетирование.