Необходимость развития образной речи у детей

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы развития образности речи старших дошкольников.

  • 1.1. Сущность понятия «образная речь».
  • 2. Эмпирическое исследование развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста.
    • 2.1. Изучение состояния работы по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
    • 2.2. Содержание работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста.
    • 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию образной речи старших дошкольников.

    Заключение.

    Список использованных источников и литературы.

    Введение

    Актуальность исследования. В современном социуме овладение культурой речи - необходимое условие успешного развития человека в социальной и профессиональной жизни. Задача формирования культуры речи ставится уже в детском саду. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только построение грамматически правильного высказывания, но и овладение всем богатством родного языка, его особенностями, которые наиболее ярко отражаются в его выразительных средствах. Работа по ознакомлению с образными выражениями в дошкольном возрасте формирует основы речевой культуры и воспитывает интерес к национальности языка.

    Проблема развития образности речи детей изучалась в разных сферах: лингвистическом, психологическом и педагогическом. Такие ученые, как О.С. Ахманова, А.Н. Гвоздев. А.А. Леонтьев, называют образной иносказательную речь, связывающую с называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания.

    Как отмечают лингвисты (Н.А. Будагов, В.В. Виноградов, В.М. Телия, Н.М. Шанский, Д.М. Шмелев и др.), наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, они делают речь выразительной, живой, эмоциональной, образной, придают ей национальные черты.

    Исследования в области детской психологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что в старшем дошкольном возрасте развитие психических процессов, восприятия, мышления, воображения, непосредственно связанных с речью, достигает достаточно высокого уровня, что отражается в языке ребенка. Детям становится доступно усвоение выразительных средств языка, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов. По словам С.Л. Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна сложная педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. Поиск путей формирования образности связной речи - одна из важнейших задач развития речи детей дошкольников.

    Особое внимание в последнее время уделяется повышению речевой культуры дошкольников, развитию образности речи. Этому способствуют исследования, которые были проведены в лаборатории развития речи детей Института дошкольного воспитания и на кафедре теории и методики дошкольного образования МПГУ, в Орловском государственном университете (Н.В. Гавриш, В.Н. Макарова, И.Н. Митькина, Н.Г. Смольникова, Е.А. Ставцева, Е.Н. Судакова, О.С.Ушакова, В.И. Яшина и др.). Развитие образности детской речи в дошкольной педагогике рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова, Р.М. Чумичева, Н.М. Зубарева), с природой (Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова.В.А. Сухомлинский, Н.Ф. Виноградова), с художественной литературой и фольклором (Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова). Н.В. Гавриш, АЛ. Илькова, А.И. Лаврентьева, И.Н. Митькина, Е.А. Ставцева рассматривали проблему осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

    Несмотря на то, что вопросами развития образности речи занимались многие ученые, данная проблема еще открыта , поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере. Исследователи отметили, что дети способны тонко воспринимать образный строй литературных и фольклорных произведений, но они совершенно не умеют образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях. Это ведет к замедлению всестороннего развития, невозможности ребенка выражать свой внутренний мир в речевой деятельности.

    Вместе с тем, практика показывает, что речь дошкольников мало обогащена образными средствами языка, дети редко используют их в собственной речи. Учителя отмечают косноязычность выпускников дошкольных учреждений, неумение вести диалог, выбрать для высказывания наиболее подходящие слова.

    Таким образом, наблюдается противоречие между общественными потребностями в высоком уровне речевой культуры, психологическими предпосылками, обуславливающими возможность усвоения старшими дошкольниками образных средств языка, с одной стороны, и реальным состоянием обучения детей выразительным средствам родного языка, с другой.

    Всё это позволило определить проблему исследования - использование малых фольклорных форм как средства развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследования – выявление возможностей малых форм русского фольклора средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования – образность речи детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – процесс развития образности речи старших дошкольников посредством малых форм устного народного творчества.

    Исходя из цели исследования, была определена гипотеза: эффективному развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами будет проходить успешно при соблюдении ряда условий:

    • - привлечение внимания детей к образным средствам родного языка;
    • - развитие смысловой стороны образных слов и выражений;
    • - элементарное осознание детьми роли образных выражений в высказывании;
    • - активизация и поощрение употребления образных выражений в самостоятельной речи дошкольников.

    Задачи исследования:

    • 1. Изучить научно-методические основы развития образности речи детей в дошкольном детстве.
    • 2. Выявить уровень развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста.
    • 3. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию образности речи посредством малых форм фольклора.

    Методы исследования:

    • - теоретические: анализ психологической и педагогической литературы;
    • - эмпирические: наблюдение;
    • - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий контрольный).

    Методологической основой нашего исследования являются современные концепции речевого развития детей; принципы и технология речевого развития, разработанные Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой; положения психологии о связи развития речи с развитием высших психических функций (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев); труды отечественных педагогов по проблеме использования художественной литературы в развитии речи детей (М.М. Алексеева, Н.В. Гавриш, Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, И.Н.Митькина, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, В.И. Яшина.).

    Экспериментальной базой исследования является ГОУ детский сад № 367, экспериментальная работа длилась три месяца, в эксперименте участвовало 20 детей 5-6 лет.

    Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений; работа может быть полезна студентам факультетов дошкольной педагогики и психологии.