Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы исследования влияния мотивации на успешность учения.

  • 1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста.
  • 1.2. Учебная мотивация: общая характеристика, системно-иерархическая организация.
  • 1.3. Особенности мотивации младших школьников.

2. Описание и анализ результатов исследования.

  • 2.1. Организация и методы исследования.
  • 2.2. Результаты исследования мотивации младших школьников к учению.
  • 2.3. Результаты анализа успеваемости младших школьников.
  • 2.4. Анализ выявленных особенностей мотивации младших школьников и их влияние на успеваемость.

Заключение.

Список использованной литературы и источников.

Приложения.

Введение

В настоящее время вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив является основным компонентом деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для того, чтобы начать формировать желания учиться.

Мотивация оказывает наибольшее влияние на эффективность учения.

Учебная деятельность является ведущей для младшего школьника. Его развитие будет благоприятным при включении в данную деятельность, так как она соответствует зоне его ближайшего развития.

Изучение мотивации не должно быть поверхностным. Это не только регистрация заметного желания учиться, но и изучение внутреннего мира ученика как субъекта деятельности. Формирование мотивов учения предполагает создание условий для появления внутренних стремлений к учению и возможности совершенствовать их.

К учению школьника побуждает целая группа различных мотивов. Так как они влияют на учебную деятельность, необходимо её саму сделать привлекательной для учащихся. Это достигается не столько включением игровых приемов в учебный процесс, сколько формированием умения учиться, ставить перед собой цели, принимать учебную задачу.

Изучением проблемы учебной мотивации занимались такие ведущие психологи, как Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Практические исследования развития учебной деятельности под влиянием различных мотивов содержатся в работах Г.А. Цукерман, А.Л. Венгера, Т.Д. Марцинковской.

Объект исследования – мотивация к учению у младших школьников.

Предмет исследования – изучение успеваемости младших школьников в зависимости от учебной мотивации.

Цель исследования: выявление влияния учебной мотивации на эффективность учебной деятельности.

Задачи исследования:

  • 1. Выделение особенностей мотивации в младшем школьном возрасте.
  • 2. Анализ зависимости мотивации и характера учебной деятельности.

Гипотеза: мы предположили, что высокий уровень успеваемости младших школьников обусловлен развитым учебно-познавательным мотивом.

Новизна исследования состоит в выявлении зависимости успеваемости и её динамики от вида и силы мотивации к учению.