Межпредметные связи на уроках истории в 7 классе

План курсовой работы

Введение.

1. Содержание курса истории в 7 классе.

  • 1.1. Структура и содержание курса истории в 7 классе.
  • 1.2. Психолого-педагогические особенности семиклассников.

2. Межпредметные связи на уроках истории в 7 классе.

  • 2.1. Понятие о межпредметных связях. Взаимосвязь курса истории с другими предметами.
  • 2.2. Значение и функции межпредметных связей на уроках истории.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Актуальность темы. В настоящее время, как известно, активно идет работа по интенсификации учебного процесса в школе. Идут поиски наиболее результативных путей обучения, улучшения качества преподавания. Современные стандарты диктуют высокие требования, как для деятельности учителя, так и для результатов обучения учащихся. В этих условиях использование межпредметных связей на уроках стало одним из основных факторов повышения эффективности процесса обучения. Входящие в число основных компонентов действующих программ и стандартов, эти связи способствуют обогащению, углублению и систематизации знаний, а также большое влияние оказывают на эмоциональную сферу ученика, активизируют его познавательную деятельность, развивают интерес к школьным предметам.

В настоящее время в методике преподавания разработано множество способов реализации межпредметных связей различных школьных курсов, однако в ней по-прежнему остается пространство для исследований.

Тема использования межпредметных связей на уроках истории изучается достаточно давно, однако она не утратила своей актуальности и в настоящий момент. В ряду факторов, способствующих повышению качества преподавания и усвоения школьниками истории, важное место занимает работа с разного рода информацией на межпредметной основе. Она способствует лучшему усвоению содержания курса истории, опираясь на конкретные примеры, расширяет, углубляет изучаемый материал и конкретизирует его. Именно этим обусловлена значимость выбранной темы.

Степень изученности проблемы. Об использовании межпредметных связей имеется множество методической литературы, исследовательских работ. Это объясняется тем, что применение межпредметных связей в педагогической науке давно считается важной и, даже, необходимой частью учебного процесса (на это указывают и современные образовательные стандарты). Имеются различные работы, освещающие теоретические и методические аспекты реализации межпредметных связей на уроках истории. Так, проблема рассматривается в работах таких авторов, как О.И. Бахтина, Н.И. Ворожейкина, И.Д. Зверев и др. Кроме того, для изучения проблемы в работе были использованы труды Иоффе и Максимовой. Однако, что касается практической части проблемы, то здесь остается большое пространство для исследования.

Психолого-педагогические особенности семиклассников подробно рассмотрены и представлены в трудах И.А. Зимней, И.Ю. Кулагиной, Е.Н. Шавриновой. Вопросы практической психологии образования рассмотрены в работе А.Д. Андреевой и др.

Для изучения проблемы имеется также множество литературы по методике преподавания истории. Нами были использованы труды Е.Е. Вяземского, в которых указываются методические рекомендации по преподаванию истории в школе. О повышении эффективности преподавания истории – труд П.В. Гора, о развитии умений и навыков в преподавании истории мы находим информацию у Н.И. Запорожец. Также подробно рассмотрены различные темы по методике преподавания истории в школе в работах таких авторов, как М.В. Короткова, А.Т. Степанищев, М.Т. Студеникин, Т.А. Сычева.

Таким образом, выбранной для исследования психолого-педагогической, методической и теоретической литературы достаточно для подробного рассмотрения различных аспектов проблемы использования межпредметных связей в курсе истории в 7 классе.

Объект исследования – межпредметные связи в обучении истории.

Предмет исследования – реализация межпредметных связей в курсе истории в 7 классе.

Цели и задачи исследования. Цель работы: определение значения межпредметных связей на уроке истории в 7 классе. Задачи:

  • 1. Выявить специфику курса истории в 7 классе.
  • 2. Определить психолого-педагогические особенности учащихся 7-х классов, влияющие на их обучение.
  • 3. Рассмотреть понятие о межпредметных связях. Определить взаимосвязь курса истории с другими общеобразовательными курсами.
  • 4. Определить значение использования межпредметных связей в обучении истории в 7 классе.

Гипотеза. Межпредметные связи играют важную роль в обучении истории. Особенно это касается среднего звена обучающихся школьников, у которых в 7 классе активно развивается мышление. На уроках истории необходимо обращение к межпредметным связям, так как это формирует целостное представление о мире прошлого у семиклассников.

Методологическая основа исследования. При составлении курсовой работы были использованы следующие методы исследования: описание, анализ, обобщение, изучение педагогического опыта.

Характеристика источников. Важной основой исследования послужили современные образовательные стандарты. ФГОС (федеральный государственный общеобразовательный стандарт) использовался как основополагающий документ в области школьного образования. ФПУ (федеральный перечень учебников) был использован для определения учебников, по которым идет обучение в 7 классе. Оба документа определяют структуру и содержание курса истории в 7 классе. Также, были использованы рекомендуемые ФПУ учебники по истории России и Всеобщей истории и рабочая программа по истории в 7 классе.

Практическая значимость. Данная курсовая работа может представлять интерес для учителей, преподающих в 7 классах, а также для студентов педагогических университетов, которые проходят практику в школе. Работа может служить теоретической основой подготовки учителей или практикантов к урокам истории с использованием межпредметных связей.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

  • 1. Содержание курса истории в 7 классе имеет свою специфику и определяет тематику уроков, исходя из современных образовательных стандартов и выбранных учебника и рабочей программы.
  • 2. Семиклассники вступают в новый период своего взросления – подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной нестабильностью, а также эмансипацией от взрослых и группированием со сверстниками.
  • 3. Обращение к межпредметным связям на уроке истории способствует структурированию приобретаемой школьниками информации, делает урок ярким и насыщенным, и, кроме того, облегчает процесс запоминания материала.