Методика подготовки и проведения уроков-дискуссий на уроках истории

План курсовой работы

Введение.

1. Изучение особенностей темы на уроках истории в школе на основе технологии дискусии.

  • 1.1. Дискуссия на уроке как форма повышения качества знаний и пробуждения интереса к изучению истории.
  • 1.2. Главные признаки и разновидности дискуссионных методов на разных этапах урока.
  • 1.3. Использование дискуссионного метода в качестве средства при обучении истории.

2. Методика проведения дискуссии на уроках истории.

  • 2.1. Педагогические условия организации дискуссии на уроке.
  • 2.2. Проектирование ситуации включения учебной дискуссии на уроке истории в старших классах.

3. Практическое примениние дискуссии на уроках истории.

  • 3.1. Методические рекомендации и правила проведения урока дискуссии.
  • 3.2. Разработка технологической карты урока-дискуссии по истории в 11 классе.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность темы. Современное общество определяет главную задачу перед школой, которая заключается в подготовке учеников, умеющих разбираться в изменяющейся жизненной ситуации, индивидуально получать требуемые знания, использовать их в практической деятельности для разрешения различных появляющихся проблем, в частности проявлять критическое мышление, наблюдать возникающие проблемы и предпринимать попытки поиска путей правильного для них решения.

Развитие таких знаний учащихся зачастую зависит от профессионализма педагога. Современный учитель должен быть творческим, креативным, интересным для школьников. Для этого он должен постоянно находиться в поиске, думать о том, как провести свой урок с максимальной пользой для учеников. В связи с этим, главную роль играют интерактивные формы реализации учебных занятий. Одним из вариантов такого занятия является дискуссия. Данный урок, чаще всего, проводят в старших классах.

На уроках истории в разрешении поставленной задачи способны помочь деловые игры, дебаты, круглые столы. Однако более продуктивным методом становится дискуссия, поскольку она обучает не только выражать свою позицию, но и аргументировать её посредством исторических источников, событий, фактов.

Помимо этого, дискуссия неотъемлемая часть при исследовании спорных исторических вопросов с целью развития навыков коллективной деятельности.

Степень изученности проблемы. Проблема изучения и применения дискуссии на уроках истории встречается в трудах следующих ученых: М.В. Коротковой, К.В. Масловой, Н.О. Венцевой, Т.Н. Глазыриной, М.В. Клариной, Е.В. Коротаевой и др. Стоит упомянуть об учебных пособиях, которые помогают учителю истории организовывать учебный процесс, используя эффективные методы обучения, включая дискуссионный метод. А также работы по психолого-педагогическому исследованию на уроках истории.

Работы, которые непосредственно занимаются изучением применения дискуссии на уроках истории:

Т.Н. Глазырина «Методика преподавания истории: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности «История»». Её УМК разработан в соответствии с программой подготовки студентов-историков и направлен на обучение навыкам преподавания истории с целью подготовки будущих учителей к воспитанию и развитию учащихся в ходе образовательного процесса, формированию у школьников исторического мышления и ключевых компетенций, а также уделено достаточно внимания применению дискуссии на уроках истории.

М.В. Кларин, также занимался проблемой изучения и применения дискуссии на уроках истории. В его работе «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии», представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, обобщены новые способы построения учебного процесса, технологии работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики, на разных уровнях обучения - от начальной до высшей школы, основное внимание уделяется младшей и старшей средней школе.

Что касается труда М.В. Коротковой «Проведение игр и дискуссий на уроке истории», то здесь, автор уделяет огромное внимание применению дискуссии на уроках истории. Представлены типологии и сценарии игр и дискуссий, которые можно использовать с учащимися 5-11 классов, современные методики проведения нетрадиционных уроков и познавательные задания к различным историческим курсам и т.д.

Одной из использованных работ была «Технология дискуссии на уроке истории», которую написала К.В. Маслова. Данная работа посвящена исследованию технологии дискуссии в современном историческом образовании. Целью работы автора является изучения особенностей темы на уроках истории в школе на основе технологии дискуссии.

Также об изучении и применении дискуссии на уроках истории упомянула Н.О. Венцева, в её работе «Дискуссия на уроке истории». Автор в своей работе показывает способы организации дискуссии на уроках истории, а также описывает сами методы применения дискуссии.

Вопросом дискуссии занимался и А.В. Бобырев в своей работе «Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее». Здесь он затрагивает тему педагогической сущности нестандартных уроков в условиях профильного обучения, где немаловажную роль играет «дискуссия», которая формирует критическое мышление у обучающихся.

Учебные пособия, которые помогают учителям истории организовывать дискуссии на уроках истории:

Про дискуссионный метод обучения истории затрагивается в труде В.И. Варющенко «Дискуссионный метод в контекст подготовки учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки». В данной статье рассматриваются применимость в организации дополнительного профессионального образования дискуссионного метода в процессе теоретической подготовки учителей истории к преподаванию дискуссионных вопросов при изучении модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки».

Немало важную роль сыграла работа Е.В. Коротаевой «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников». Она уделяет особое внимание проведению дискуссий на уроках истории, а также вооружает учителя знаниями о том, как реализовать в школе технологии развития познавательной активности учащихся и создать ситуацию успеха на уроке.

Стоит упомянуть и работу Ю.А. Гайдунко «Игровые и дискуссионные методы обучения. Основы применения в учебном процессе: учеб. Пособие». В данной работе с помощью эмпирического исследования системно представлены общие критерии, свойственные как для игровых, так и для дискуссионных методов. Отдельно выделены те характеристики, которые позволяют разграничить данные интерактивные методы. По мнению автора, знание данных особенностей позволит педагогу принять обоснованное решение при выборе того или иного метода обучения на конкретном занятии.

О.В. Гайкова «Преподавание дискуссионных вопросов истории (IX-XVI вв.) в 10-11-х классах». Работа данного автора позволяет учителю организовать образовательный процесс, овладеть формами, приёмами и методами применения технологии преподавания дискуссионных вопросов исторической науки, а старшеклассникам достичь новых образовательных результатов, направленных на развитие как исторического, так и критического мышления.

Применением дискуссионного метода обучения занималась Е.В. Евплова. В своей работе «Методика профессионального обучения: учебно- методическое пособие», она описывает теоретические основы методики профессионального обучения, а также более 20 форм и методов проведения занятий, в числе которые есть и дискуссионный метод.

Также нужно упомянуть работу Н.В. Матяш «Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов вузов». В этой работе изложены основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Включая дискуссионный метод обучения.

Стоит упомянуть С.А. Мухину и её работу «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении». Здесь рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения в школе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может добиться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся.

Одной из использованных работ была «Дискуссионные вопросы изучения истории XX в. 10-11-е классы», автора Е.Н. Сорокиной. В пособии подробно рассматриваются трудные и дискуссионные вопросы изучения истории XX века.

Еще можно вспомнить работу Н.Ю. Никулина «Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие». Пособие призвано помочь студентам университета и учителям истории познакомиться с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического образования.

Методикой преподавания нетрадиционного урока занималась Т.С. Широбокова в своей работе «Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО».

Психолого-педагогическими исследованиями данной проблемы изучал В.П. Давыдов в своей работе «Методология и методика психолого-педагогического исследования». В этой работе в основном рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновываются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Особое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.

Про развитие критического мышления на уроках-дискуссиях занималась И.В. Муштавинская в своей работе «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие». В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления, а также упоминает особенности развития критического мышления на уроке-дискуссии.

Активизация учащихся на уроках истории была освещена в работе Х.М. Темирсултанова «Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания».

Про развитие критического мышления на уроках истории написал Е.Г. Хоруженко, в своей работе «Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах».

Цель исследования заключается в рассмотрении методики подготовки и проведения уроков-дискуссии на уроках истории.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • 1. Изучить дискуссию как форму повышения качества знаний и пробуждения интереса к истории.
  • 2. Выявить признаки и виды дискуссионных методов.
  • 3. Рассмотреть методику проведения дискуссии на уроках истории.
  • 4. Разработать технологическую карту урока-дискуссии по истории в 11 классе.

Объект исследования – дискуссия как технология проведения урока истории.

Предмет исследования – совершенствование учебно-методического обеспечения занятий с применением дискуссионных методов.

При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования:

  • 1. Метод изучения научной литературы (для более полного понимания изучаемой темы в работах ученых);
  • 2. Беседа (устное получение сведений от интересующего человека путем проведения с ним тематически направленного разговора);
  • 3. Практическая апробация изученного материала (внедрение собственной разработки на практике).

Характеристика источников. Используемыми источниками по данной теме стали документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования.

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

«Историко-культурный стандарт». Данный документ по всемирной истории еще в проекте, в отличие от «историко-культурного стандарта» по истории Отечества. Данный источник содержит в себе основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, и исторических источников. «Историко-культурный стандарт» представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.

О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». Данный УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные примерной программой по учебным предметам (История. 5-9 классы) вопросы. Также в состав УМК входит рабочая тетрадь к переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования учебнику О. С. Сороко-Цюпы "Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс". Вопросы и задания, включённые в пособие, предполагают репродуктивную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Для итоговой проверки знаний учащихся в тетрадь включены тестовые задания в формате ГИА к каждой главе учебника и ко всему курсу.

Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:

  • - основу уроков-дискуссий должно составлять рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий;
  • - для большей результативности участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем;
  • - главный момент дискуссии — непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов;
  • - в ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Основные положения, которые были вынесены на защиту:

  • 1. Дискуссия на уроке истории развивает умение высказывать свое мнение, конструктивно вести диалог, способствует правильно воспринимать и прислушиваться к мнению окружающих.
  • 2. Роль учителя состоит в поддержании предусмотренного порядка, установлении проблемы обсуждения, выдвижении конкретных вопросов, вовлечение всех учащихся в дискуссию, обобщении рассуждений учащихся, определении противоречия.
  • 3. Разногласия в процессе дискуссии обязаны порождать умение размышлять, осуществлять выводы и индивидуально анализировать поставленные вопросы.