Культурно-гигиенические навыки детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренно умственной отсталостью.

  • 1.1. Понятие и особенности культурно-гигиенических навыков.
  • 1.2. Характеристика умственно отсталого ребенка.
  • 1.3. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является особенно важным периодом развития человека, поскольку именно тогда начальные процессы формирования и становления личности тесно связаны с подготовкой к жизни в обществе. Каждый ребенок по-своему уникален, однако, существуют определенные закономерности развития на данном этапе, важность изучения которых обусловлена важностью психологического сопровождения детей в целях их эффективного развития. Одна из таких причин – умственная отсталость у дошкольника.

Данная работа обладает высокой степенью актуальности, поскольку исследование особенностей организации коррекционной работы по развитию таких жизненно важных навыков, как социально-бытовые, с детьми с умственной отсталостью необходимо для выработки эффективной методики педагогического сопровождения ребенка с целью выявления его способностей, возможностей развития, оперативного устранения возникающих проблем. Практика работы с детьми, организуемая педагогом или воспитателем, во многом обогащает и преобразует их потребности, в том числе и коммуникативные. Педагогу и воспитателю в ребенке необходимо уважать личность, равную себе, вне зависимости от особенностей его развития.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что в нашей стране постоянно растет количество детей с особенностями развития. Таким детям требуется особое внимание со стороны родителей, педагогов и общества. Несмотря на то, что каждого ребенка можно считать особенным, есть «особенные» дети не с точки зрения уникальности их способностей, а с точки зрения отличающих их особых потребностей.

Так, возникает проблема, заключающаяся в необходимости применения социальных технологий, которые направлены на сопровождение особенного ребенка в решении возникающих потребностей в социализации, адаптации, коррекции, обучении.

В качестве методического обеспечения принципиально важным считаем использование классических отечественных патопсихологических методов, которые отрабатывались поколениями психологов и дефектологов (А. Н. Бернштейн, С. Я. Рубинштейн, В. М. Коган, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, а также другие отечественные педагоги и психологи). В специальной педагогике проблема усвоения социально-бытовых навыков рассматривается, прежде всего, как один из этапов социально-трудовой адаптации ребенка (В. Бондарь, А. Гаврилов, В. Денискина, И. Дмитриева, Л. Дробот, Г. Дульнев, С. Коноплястый, А. Маллер, А. Мамичева, Г. Мерсиянова, С. Миронова, Е. Подколзина, В. Синев, Л. Солнцева, С. Федоренко, А. Хохлина и др.). Вопросами развития культурно-гигиенических навыков занимались такие авторы, как М.А. Васильева, И.С. Голицина, Т.Л. Богина, Н.И. Крылова, Е.Ю. Конина и другие.

Цель работы – изучение культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренно умственной отсталостью.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

  • 1. Определить понятие и особенности культурно-гигиенических навыков.
  • 2. Дать характеристику умственной отсталости, умеренной умственной отсталости.
  • 3. Описать особенности формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.

Объект исследования – культурно-гигиенические навыки.

Предмет исследования – культурно-гигиенические навыки детей старшего дошкольного возраста с умеренно умственной отсталостью.

Методы исследования:

  • 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
  • 2. Сравнение и обобщение педагогического опыта.

Структура работы. Работа представлена введением, теоретической главой, заключением, списком использованных источников.