Историческое образование в 90ые

План курсовой работы

Введение.

1. Содержание исторического образования.

  • 1.1. Цели и задачи исторического образования.

2. Историческое образование в Российской Федерации в 90-ые годы.

  • 2.1. Система исторического образования в России: специфика эволюции в 90-ые годы.
  • 2.2. Реформирование школьного исторического образования в постсоветское время.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность темы. Рассматривая систему исторического образования, следует остановиться и на его взаимодействии с исторической наукой. Актуальность данного ракурса темы особенно важна на сегодняшний день, когда историческую науку обвиняют в отрыве от задач образования, избыточной сложности и абстрактности установленных проблем, когда наметился разрыв между уровнем развития науки и практикой преподавания истории в вузах и школах.

Историческое образование в работе изучается как целостная система, которая состоит из двух компонентов - вузовского и школьного исторического образования.

Высшее и среднее историческое образование в XX в., то есть в начале 90-ых годов развивалось в двух вариантах его преобразований: контрреформах и реформах. Предлагаемая периодизация исторического образования дает возможность осознать взаимодополняемость, специфику контрреформ и реформ исторического образования. Среди особенностей исторического образования в России в XX в. выделяются его детерминированность и идеологизация политическими событиями. Историческое образование развивалось циклично, под воздействием государства и партии устанавливались то реставраторские, то реформаторские начала.

Опыт, который был накоплен в 90-ые годы, рожденные творческие импульсы, стали очень важными предпосылками для развития исторического образования на сегодняшний день.

Целью работы является изучение исторического образования в 90ые годы.

Задачами работы являются:

  • 1. Выявление целей и задач исторического образования в системе представлений научно-педагогического сообщества.
  • 2. Рассмотрение тенденций преподавания истории в высших учебных заведениях.
  • 3. Описание системы исторического образования в России: специфики эволюции в 90-ые годы.
  • 4. Изучение реорганизации системы исторического образования в 1990-ых годах.

Степень изученности проблемы. Проблемой исторического образования в Российской Федерации занимались такие исследователи как Дорохова Г.А, Здерлева Г.В., Урмаева К.А, Хорошенкова А.В. и другие.

Дорохова Г.А в своей работе «Управление народным образованием в СССР» рассматривает закономерности развития исторического образования Российской Федерации в условиях нового, формирующегося, российского общества.

Здерлева Г.В. в труде «Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе» анализирует результаты и последствия перехода Российского государства на новую систему образования, выявляет ключевые трудности этого перехода и описывает вектор развития системы образования в целом.

В работе Урмаевой К. А. «Основные особенности и этапы развития исторического образования в вузах России» описывается ход преобразования системы обучения истории в постсоветское время, характерные черты развития и различные стадии становления нового Российского исторического образования.

Так же стоит упомянуть работу Хорошенковой А.В. «Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: противоречия и тенденции». В ней закрепляются основные принципы «нового исторического образования», рассматриваются появившиеся проблемы и предлагаются их решение.

Ельютин В. П. в труде «Высшая школа СССР за 50 лет.» выявляет закономерности развития системы отечественного образования в целом, включая историческое образование.

В работе Щетининой Н.П. «Патриотическое воспитание студентов в процессе изучения курса "История образования и педагогической мысли"» особое внимание уделено влиянию перестроения российского общества на учебные заведения.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. в труде «Теория и методика преподавания истории.» особое внимание обращают на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание.

Объект работы - историческое образование.

Предмет работы - Историческое образование в 90ые.

Характеристика источников. Используемыми источниками по данной теме стали документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы исторического образования в Российской Федерации.

1) Федеральный Закон РФ «Об образовании» (1992 г.). Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской.

2) Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

3) Утверждение Решения коллегии Министерства образования РФ от 28 декабря 1994 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. В данном документе государство в лице Министерства образования РФ предложило целостную стратегию модернизации содержания исторического и социально-гуманитарного образования в переходный период.

4) Постановление правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года об утверждении Типового положения о дошкольном образовании. N 677. Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

5) Постановление правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования. N 650. Данное Типовое положение регулирует деятельность учреждений начального профессионального образования.

6) Постановление правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. N 233. Данное Типовое положение регулирует деятельность учреждений дополнительного образования.

7) Постановление правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования. N 1168. Данное Типовое положение регулирует деятельность учреждений среднего профессионального образования.

8) Постановление правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года об утверждении Типового положения об образовательном учреждении. N 1008. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

9) Постановление Совета министров РСФСР о временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений системы образования и подготовки кадров РСФСР. (23. 02. 1991). Данное постановление устанавливает до принятия законов об образовании в РСФСР утвердить и вести в действие прилагаемые Временные положения об учреждениях (организациях) системы образования и подготовки кадров в РСФСР.

10) Федеральные образовательные стандарты первого поколения. (2004 год). совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящие из параграфов, заключения, списка литературы.

Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:

  • - Коренное реформирование исторического образования в 90ые годы способствовало идеологическим и мировоззренческим изменениям в Российском обществе.
  • - Реформирование исторического образования не имело конкретного, продуманного на долгие годы плана.

При написании курсовой работы были использованы такие методы как: метод классификации (распределение информации на основе сравнения.), метод индукции (построение выводов на базе обобщения отдельных фактов.), метод анализа (материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств).

Основные положения, вынесенные на защиту:

  • 1) Историческое образование в России в 90ые годы подверглось масштабным коренным изменениям.
  • 2) Историческое образование в постсоветское время поэтапно развивалось, с уклоном на либеральные идеи.
  • 3) Политическая ситуация в России в 90ые годы мощнейшим образом повлияла на историческое образование.