Использование произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы эстетического развития дошкольников с использованием произведений хохломского промысла.

  • 1.1. Характеристика процесса эстетического развития дошкольников.
  • 1.2. Методы и приемы использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников.

Выводы по первой главе.

2. Практическая работа по эстетическому развитию дошкольников с использованием произведений хохломского промысла.

  • 2.1. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с произведениями хохломского промысла, направленной на эстетическое развитие старших дошкольников.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

На сегодняшний день, не теряет своего значения в развитии эстетического понимания у дошкольников и такой вид изобразительной деятельности, как декоративно-прикладное искусство. Немаловажную роль играет изучение народных традиций и промыслов, имевших место в декоративно-прикладном искусстве на протяжении многих веков, конкретнее - обучение детей искусству росписи бытовых и декоративных предметов видами росписи, сформировавшимися на нашей родной земле. Одним из видов такой росписи является знаменитая хохломская роспись.

Важную роль хохломского промысла в эстетическом рзвитии детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Практический материал народных промыслов и их духовной значимости в развитии детей представлен в книгах И.В. Андреевой, А.О. Гавриловой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С. Котовой.

Изучая изделия хохломского промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров. Не случайно предметы быта, декорированные хохломским узором, прочно вошли в интерьер дошкольных учреждений.

Однако простое созерцание декоративной росписи не является залогом того, что дети будут приобщаться к народному искусству. Задача взрослого - научить детей не только испытывать чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных красок, но и воспитать в них стремление овладеть секретами росписи, желание самим создавать прекрасное, соблюдая традиции народного промысла, уважение к народному мастеру, создавшему богатство и разнообразие мотивов росписи, чувство гордости за умелость и талант хохломских художников.

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

Актуальность исследования, ее недостаточная разработанность как в теории, так и в практике дошкольного образования. Исходя из выше изложенного, была определена тема исследования: «Использование произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников».

Цель исследования: выявить особенности использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методы и приемы использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс эстетического развития дошкольников будет успешным, если при ознакомлении с произведениями хохломского промысла использовать специально разработанные методы и приемы.

Задача исследования:

  • 1. Систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Охарактеризовать процесс эстетического развития дошкольников.
  • 3. Выявить методы и приемы использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников.
  • 4. Разработать конспект образовательной деятельности по ознакомлению с произведениями хохломского промысла, направленной на эстетическое развитие старших дошкольников.

Методы исследования:

  • - теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования);
  • - эмпирические (анализ педагогической документации).

База практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № » городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан.