Использование проблемного метода обучения на уроках ОБЖ

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы организации деятельности детского оздоровительного лагеря.

  • 1.1. Направления деятельности детского оздоровительного лагеря в летний период.
  • 1.2. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере в летний период: сущность, понятие, этапы.
  • 1.3. Особенности организации социально-проектной деятельности в лагере с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Проектно-поисковая работа по организации воспитательной работы в ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • 2.1. База исследования. Перечень документов, регулирующих деятельность вООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга.
  • 2.2. Программа воспитательной работы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски Радуги".
  • 2.3. Реализация Программы «Краски Радуги».
  • 2.4. Методы оценки эффективности программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (количественные, качественные).

Заключение.

Список используемых источников.

Приложения.

Введение

Проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на современном этапе развития общества являются самыми актуальными. Это обусловлено тем, что в настоящее время происходит изменение социально-экономического положения населения, снижение матери¬ального уровня жизни, утрата нравственных семейных ценностей и устоев и т. п., что и приводит к тяжелой жизненной ситуации, опреде¬ление ее дано в Федеральном законе от 15 ноября 1999 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» и это ситуация, объек¬тивно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Все семьи обладают разными возможностями по решению постав¬ленных перед ними задач. Одним семьям достаточно указать на про¬блему, и они сами найдут пути ее решения. Другая группа семей не обладает достаточным потенциалом и опытом, чтобы выйти из тя¬желой жизненной ситуации. Таким семьям необходима социальная, юридическая, социально-психологическая помощь.

В современном мире, наполненном информационными технологиями, компьютерной техникой и различными интернет ресурсами еще осталось место, в которое можно отправить ребенка с целью оздоровления социализации, саморазвития, самопознания и самое главное - активного отдыха вдалеке от компьютеров, планшетов и телефонов. Таким местом является детский оздоровительный лагерь. Каждый из них имеет свою программу, штат сотрудников- педагогов, а также план воспитательной работы.

Детский лагерь - это место не только развлечения, но и большая площадка для организации воспитательной работы, ведь одной из основных функций детского оздоровительного лагеря является воспитательная.

Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный, содержательный отдых, оздоровление детей, и решать проблемы их развития и воспитания. Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04. № 170-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление - это « совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

Рассматривая организацию воспитательной работы в детском оздоровительном лагере как процесс, мы понимаем, что это определенная система, в которой взаимодействует педагогический коллектив (в нашем случае в лице директора лагеря, заместителя по воспитательной работе, старшего вожатого, воспитателей и вожатых) для достижения определенной цели. Организовывая воспитательную работу для детей в детском оздоровительном лагере, необходимо учитывать их возрастные особенности, потребности, с которыми они приезжают, а также условия, в которых будет организовываться воспитательная работа, особенно для детей из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Будет ли детский оздоровительный лагерь обладать всеми необходимыми ресурсами и условиями для качественной организации воспитательной работы, которая по итогу приведет педагогический коллектив к поставленной цели. Целью организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере может служить воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности.

Но, несмотря на понимание важности и необходимости организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, к сожалению, педагоги отмечают недостаточность методических рекомендаций по её организации. Особенно остро это ощущается в последнее время т.к. дети в современном мире значительно отличаются от детей, которые были 20 лет назад. Педагогам, работающим в детских оздоровительных лагерях, бывает очень непросто найти общий язык с современными детьми. Именно в таких ситуациях ощущается острая необходимость современных методических разработок по организации воспитательной работы.

Изучением данной проблемы занимались ученые Ю. Н. Таран, Е. М. Рыбинский, О. С. Газман, Г. С. Голинкевич. В своих работах они рассматривали особенности организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, принципы работы с временным коллективом, а также реализацию различных направлений воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.

В современном мире мы видим множество решений проблем семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации: социально-государственные и федеральные программы, поддерживающие положение малых социальных групп в обществе; создание социальных центров в субъектах Российской Федерации; социальные проекты, направленные на повышение социокультурного уровня, а также на создание благополучной коммуникативной среды детей и молодежи.

В работе введено ограничение: речь пойдет о работе летних лагерей, а конкретно детских оздоровительных лагерей в летний период для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Противоречие: между важностью воспитательной работы в ДОЛ и недостаточностью методических рекомендаций по ее организации.

Проблема исследования: как организовать воспитательную работу с детьми в детском оздоровительном лагере, оказавшихся в трудной жизненной ситуации?

Объект исследования - воспитательная работа в детском оздоровительном лагере.

Предмет исследования - организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать программу воспитательной работы для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в детском оздоровительном лагере.

Гипотеза: вероятно, организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере будет способствовать Программа воспитательной работы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски Радуги”, предполагающая этапы (подготовительный, организационный, практический, аналитический), распределение полномочий между субъектами воспитательной работой.

Задачи исследования:

  • - рассмотреть основные направления деятельности детского оздоровительного лагеря в летний период;
  • - выделить этапы организации воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря;
  • - выявить особенности организации социально-проектной деятельности в лагере с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • - провести проектно-поисковую работу по организации воспитательной работы в ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • - разработать Программу воспитательной работы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски Радуги;
  • - проанализировать реализацию Программы «Краски Радуги»в отчетной форме;
  • - обосновать методы оценки эффективности программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей работе мы будем использовать следующие методы исследования.

Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, проектирование.

База исследования: ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга.

Структура работы: введение, две главы с параграфами, заключение, список используемой литературы, приложения.