Использование приемов проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе "Окружающий мир" как условие развития познавательных УУД младших школьников

План курсовой работы

Введение.

1. Понятие универсальные учебные действия и их классификация в соответствии с ФГОС НОО.

2. Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте.

3. Понятие «проблемное обучение» и его особенности. Специфика организации проблемного обучения в начальной школе.

4. Основные приемы использования проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир», направленные на формирование познавательных УУД младших школьников.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Одной из наиболее важных задач современного процесса обучения в школе является развитие познавательной деятельности обучающегося, от успеха которой зависит его дальнейшая жизнь в социуме. Чтобы решить эту проблему ФГОС НОО устанавливает соответствующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  • 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • 3. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Соблюдая эти требования, начальная школа должна всесторонне сформировать личность учащегося, его общую культуру, помочь в процессе социализации и развития интеллекта.

Основой интеллекта учащегося является его способность правильно и быстро размышлять, а так же уметь грамотно применять полученные знания на практике. Именно интеллект предусматривает совокупность разнообразных умственных операций, которые гарантируют успех не только развития творческого мышления, но и познавательной деятельности человека.

Чтобы обеспечить этот успех педагог должен создавать необходимые условия, применять оптимальные методы и технологии для развития познавательной деятельности учащихся. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения, с помощью которой учитель знакомит учеников с ситуацией, требующей самостоятельного поиска необходимого решения, в результате которого дети получают новые знания, что способствует их умственному развитию.

Данный метод полезен не только на школьных предметах для поиска и ответа на проблему, заданную учебником или учителем, но так же он подготавливает младших школьников к самостоятельному решению проблем во взрослой жизни и учит детей быть самостоятельными, что является одним из необходимых требований ФГОС НОО. Технологию проблемного обучения можно использовать на многих предметах в школьной программе, но мы рассмотрим её на уроках окружающего мира при изучении исторического материала в начальной школе.

На данный момент, очень важно знакомить ребенка с историей не только своего народа, но и всего мира, так как многие события из жизни всего человечества стали обесцениваться, сделался акцент на информацию и технологию. Необходимо прививать ребенку любовь к земле и к своей родине с малых лет, чтобы он знал, какие поступки являются человечными, а какие – антигуманными, чтобы он стал эмоциональным и чувствительным к себе и к окружающим, и, наконец, воспитать любовь к родине - патриотизм.

История – достаточно трудный предмет, тем он и интересен. Он содержит большое количество дат, фактов и имен, но именно этот предмет учит ребенка задавать вопрос – почему именно так произошло, учит думать, сравнивать, обобщать, делать верные выводы.

Изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» формирует у ребенка целостное представление о мире, что наиболее успешно способствует развитию познавательных способностей.

Целью курсовой работы является выявление педагогических условий использования приемов проблемного обучения с целью развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи, рассматриваемые в курсовой работе:

  • 1. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»;
  • 2. Выявить особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте;
  • 3. Уточнить сущность понятия «проблемное обучение» и выявить особенности его организации в начальной школе;
  • 4. Охарактеризовать основные приемы проблемного обучения и их использование при изучении исторического материала в курсе окружающего мира с целью формирования познавательных УУД младших школьников.

По нашему мнению, исследуемая нами проблема имеет теоретическую и практическую значимость и требует дополнительного изучения.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырех частей, заключения и списка литературы.