Использование игровой деятельности на уроке
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке.
- 1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике.
- 1.2. Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке.
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке.
- 2.1. Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности.
- 2.2. Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Введение
В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.
В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.
Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема - как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.
Учение является основным видом деятельности школьника. Несмотря на то, что учение - это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций, не исключено введение в него игровых технологий, в частности дидактических игр. Феномен игры с давних пор исследовался психологией, педагогикой и методикой обучения. Е. И. Приблуда указывает следующих деятелей, разрабатывающих данную проблему в отечественной педагогике и психологии: П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Й. Хейзинг и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в процессе развития личности, её основных психических функций, а также в процессах социализации, т.е. в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности школьника. Она многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе.
Но основной задачей игры в современном образовательном процессе является повышение интереса учащегося к исследуемому предмету, дополнительная мотивация школьника. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Согласно ФГОС общего образования, одним из условий реализации данной программы является как раз таки использование современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющих повышать эффективность усвоения обучающимися знаний и учебных действий.
Игра – весьма неоднозначное явление. С одной стороны, она делает процесс усвоения материала более интересным, задачи предстают в форме игровых условий и ребенок решает их с удовольствием. С другой стороны, чрезмерное применение игровых технологий грозит постепенным отказом от традиционных форм урока. Процесс превращения любого предметного материала в игровой уже получил название «геймификации».
Таким образом, весьма актуальной становится проблема применения игровых технологий в учебном процессе.
Тема исследования - использование игровой деятельности на уроке.
Цель исследования - разработать и апробировать педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.
Объект исследования - процесс использования игровой деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровой деятельности в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала.
Задачи исследования:
- 1. Проанализировать историческое развитие использования игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике.
- 2. Определить педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.
- 3. Разработать урок с применением игровой деятельности.
- 4. Провести анализ эффективности педагогических условий применения игровой деятельности на уроке.
Теоретическая база. Проблема применения игровой деятельности в образовательном процессе как способа активизации деятельности учащихся, методологические аспекты использования игровой деятельности на уроке изучали в своих работах А.Ф.Абуков, А.П.Панфилова, И.С.Сергеева, Н.К.Янковский; игровая теория культуры была рассмотрена И.Хейзингом, теория духовного развития ребенка и его воспитания в игре - Н.П.Аникеева, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский. Педагогические концепции, раскрывающие содержание игровой деятельности как одной из современных образовательных технологий представлены в работах Т.М.Михайленко, Е.Л.Репринцевой, Г.К.Селевко и др.
Методы исследования:
- - теоретического уровня: анализ, обобщение, сравнение;
- - эмпирического уровня: тестирование;
- - математические: регистрация данных и шкалирование результатов.
Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе урока с применением игровой деятельности, позволяющего ученикам лучше запомнить данный на уроке материал.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны конспекты уроков; выделены и апробированы педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.
База исследования – МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска, Яранский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 8 «А» и 8 «Г» классов, в количестве 42 человек.