Использование дидактических игр в процессе сенсорного воспитания и развития младших дошкольников

План курсовой работы

Введение.

1. Место дидактических игр в процессе сенсорного воспитания и развития дошкольников.

  • 1.1. Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 1.2. Задачи и содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.
  • 1.3. Сущность дидактической игры, ее структура. Классификация дидактических игр.
  • 1.4. Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах.

2. Использование дидактических игр для сенсорного развития младших дошкольников.

  • 2.1. Определение критериев и показателей сформированности уровня сенсорного развития детей 4-го года жизни.
  • 2.2. Выявление уровня сенсорного развития детей 4-го года жизни.
  • 2.3. Разработка и внедрение системы дидактических игр с целью повышения уровня сенсорного развития детей 4-го года жизни.
  • 2.4. Выявление нового уровня сформированности сенсорного развития детей 4-го года жизни. Анализ полученных результатов.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

В основе познания мира лежит сенсорное воспитание, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Сенсорное воспитание – это система целенаправленных педагогических воздействий с целью формирования у детей способов чувственного восприятия окружающей действительности, совершенствование у детей процессов ощущения и восприятия.

В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличающиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним. Данные требования регламентируются действующей в нашей стране учебной программой дошкольного образования, определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного и эмоционального развития ребёнка. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности существует проблема сенсорного воспитания дошкольников.

В работах Ш.А. Абдуллаевой, С.Л. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.

Исследователи А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.П. Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.

Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.П. Усова, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия использования дидактических игр с целью формирования и закрепления сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить психологические основы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  • 2. Раскрыть понятие сенсорного воспитания, определить его основную характеристику.
  • 3. Определить роль и место дидактической игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
  • 4. Разработать и апробировать на практике серию дидактических игр.

Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Методы исследования:

  • - теоретические – анализ, сравнение и обобщение;
  • - эмпирические – наблюдение, анализ документации;
  • - математические - математическая и графическая обработка данных.

Гипотеза формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр будет успешным при условии систематического использования в специально организованной и нерегламентированной деятельности серии дидактических игр.