Использование дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы использования дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

  • 1.1. Особенности математического развития детей дошкольного возраста.
  • 1.2. Понятие, виды, сущность дидактических игр.

Выводы по первой главе.

2. Практические аспекты изучения использования дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

  • 2.1. Диагностика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.2. Система работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
  • 2.3. Динамика результатов исследования.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая отражает понимание детьми окружающего их реального мира. В игре заложены огромные возможности для обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игр отличается от других видов игр прежде всего тем, что в ней познавательные задачи, соединяясь с игровыми, решаются через них.

Е.И. Тихеева считает игру одно из форм организации познавательного процесса в ДОО, а также рассматривает ее как важнейшее средство воспитательного воздействия на формирующуюся личность дошкольника. Формы игры и ее содержание проявляются в зависимости от той среды, в которой живет ребенок, от той обстановки, в которой эта игра протекает, а также обусловлены той ролью, которую играет педагог в организации обстановки игры.

Е.И. Тихеевой при изучении роли дидактической игры в развитии дошкольников, подчеркивала, что она позволяет всесторонне развивать разнообразные способности ребенка, его речь, восприятие, внимание. Ученый отмечала и особую роль воспитателя в организации и проведении дидактической игры: именно он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами.

Однако умение играть у дошкольников возникает только при целенаправленном приобщении их к игровой деятельности. От того, какое содержание вкладывается воспитателями ДОО, родителями, обществом в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Цель исследования – охарактеризовать использование дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Объект исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование дидактических игр в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • - выявить особенности математического развития детей дошкольного возраста;
  • - рассмотреть понятие, виды, сущность дидактических игр;
  • - провести диагностику сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • - разработать систему работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что математическое развитие в старшем дошкольном возрасте возможно проводить с помощью дидактических игр, направленных н: овладение отдельными математическими понятиями и умениями.

Методы исследования:

  • - теоретические: обобщение передового опыта работы дошкольных учреждений, анализ научно методической литературы;
  • - эмпирические: тесты, конспекты занятий, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

Методической основой исследования стали теория мышления Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна; теория развития математического мышления П.П.Блонского, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина; теория развития игровой деятельности дошкольника П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Экспериментальная база исследования - МБДОУ д/с «Теремок» р.п. Вознесенское Нижегородской области.

Значимость исследования заключается в том, что были выявлены особенности математического развития детей дошкольного возраста; рассмотрено понятие, виды, сущность дидактических игр; проведена диагностика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработана система работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения.