Искусство кино как средство нравственного воспитания младших школьников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников.

  • 1.1. Анализ понятия нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников.

Выводы по первой главе.

2. Вторая глава.

  • 2.1. Сущность искусства кино и его влияние на жизнь человека.
  • 2.2. Киноискусство как средство нравственного воспитания младших школьников.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе людям приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиальными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам.

Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении. Особое место в репертуаре детей занимают кинофильмы.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема нравственного образования детей сегодня стоит перед нашим обществом как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В. В. Хромов, Л. А. Матвеева, И. И. Лобанова, Л. А. Регуш и многих других.

Актуальность настоящего исследования также определяется насущными задачами всестороннего развития младшего школьника. В педагогической литературе накопилось большое количество данных, связанных с разработкой этой темы и требующих ее продолжения (Г. Ф. Иконникова, К. И. Корегина, Р. М. Рамбург, Б. Т. Лихачев). В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения средствами кино.

Цель исследования - изучение влияния искусства кино на развитие и воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - нравственно-эстетическое сознание учащихся младших классов.

Предмет исследования - система использования киноискусства как комплексного средства воспитания.

Задачи исследования:

  • - проанализировать понятие нравственного воспитания в различной психолого-педагогической литературе;
  • - выявить особенности и условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
  • - исследовать влияние кино на жизнь человека в обществе;
  • - рассмотреть процесс использования киноискусства как средство нравственного воспитания младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение и формулировка выводов.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка литературы.