Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы

План курсовой работы

Введение.

1. Содержание понятия информационно-коммуникационных технологий.

2. Методические подходы к применению информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы.

3. Методы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы, рекомендации по проведению урока литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В настоящее время многие исследователи озабочены разработкой новой, более усовершенствованной системы образования и развития человека. Современная практика образования уже исчерпала традиционные методы обучения и стремится найти и разработать новые приемы воздействия на развитие человека. Наступление эры «быстрого развития», информационной революции придает особый вес знаниям во всех видах человеческой деятельности, которые обеспечивают рост новаторства.

В этих условиях от учителей и учащихся требуется высокая готовность к будущему, когда обеспечиваются высокие уровни развития исследовательской культуры в инновационных ситуациях. И сегодня решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека, играет информация. И именно применение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению главной цели обучения литературы: формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; воспитанию чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности речи.

В процессе обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.

При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся основным инструментом дальнейшей профессиональной деятельности человека.

При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе. Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика. Школа давно уже и с различной степенью успешности предлагает «встречное движение» в познавательном процессе (от учителя к ученику и от ученика к учителю).

Авторами, обратившимися к разработке внедрения ИКТ в практику преподавания литературы являются Г.В. Никифорова, Н.Ф. Окунева, Н.В. Кузнецова, А.А. Пономарева, М.М. Поташник, О.О. Путило, А.И. Севрук, Е.А. Юнина, О.Г. Скоробогатова, А.А. Тимченко, Н.В. Разваляева, И.С. Якиманская и другие.

Цель курсовой работы – анализ информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы.

Задачами курсовой работы являются следующие:

  • - изучить сущность понятия ИКТ на уроках литературы;
  • - рассмотреть особенности использования ИКТ на уроках литературы;
  • - выявить методы использования ИКТ на уроках литературы;
  • - проанализировать основные методические подходы к применению ИКТ на уроках литературы;
  • - подготовить рекомендации по проведению урока литературы с использованием ИКТ.

Объектом исследования являются информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы.

Предмет исследования ¬¬– особенности внедрения ИКТ в учебный процесс.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 25 источников, приложения.