Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей 6-7 лет

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблемы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами.

  • 1.1. Развитие внимания детей как направление коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ.
  • 1.2. Особенности и условия развития внимания в старшем дошкольном возрасте.
  • 1.3. Игры с правилами как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе.

2. Экспериментальное изучение произвольного внимания у детей 6–7 лет.

  • 2.1. Цель, задачи и методика изучения произвольного внимания детей 6–7 лет.
  • 2.2. Результаты диагностики произвольного внимания у детей.

Выводы по второй главе.

3. Эффективность игр с правилами как средства развития произвольного внимания у детей 6–7 лет.

  • 3.1. Цель, задачи и методика развития произвольного внимания у детей 6–7 лет посредством игр с правилами.
  • 3.2. Описание работы по коррекции внимания детей 6–7 лет посредством игр с правилами.
  • 3.3. Проверка эффективности экспериментальной работы.

Выводы по третьей главе.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение А (Обязательное). Методика констатирующего эксперимента.

Приложение Б (Обязательное). Образцы протоколов обследования детей.

Приложение В (Обязательное). Результаты констатирующего эксперимента (сводные таблицы).

Приложение Г (Обязательное). Комплекс игр с правилами.

Приложение Д (Обязательное). Результаты контрольного эксперимента (сводные таблицы).

Приложение Е (Обязательное). Результаты статистического анализа экспериментальных данных.

Введение

Областью нашего исследования является развитие психических процессов, а именно внимания детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования обусловлена следующим. Вопрос изучения внимания общепринято входит в спектр важных и сложных проблем психологической науки. Внимание определяется как процесс, который способствует концентрации сознания и концентрации на конкретных объектах, явлениях или деятельности, необходимо признать, что само внимание «включает» регулирование работы и психологических процессов. В связи с этим аспекты, обусловленные с развитием внимания значимы.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, вызывают беспокойство у педагогов, родителей, психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, как можно дольше удерживать внимание при решении учебных задач.

Важнейшей особенностью и условием развития детей как основной части образовательной деятельности является развитие его произвольного внимания. ФГОС ДО создает ориентиры образовательной деятельности современной дошкольной образовательной организации (ДОО), связанные с развитием, в том числе интеллектуальных качеств ребенка, способствующих дальнейшему успешному обучению в школе. К одной из значимых образовательных отраслей, в соответствии с ФГОС, относят познавательное развитие дошкольника, предполагающее «становление сознания, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах и явлениях окружающей действительности». Когнитивные процессы, к числу которых относится внимание, несомненно, участвуют в организации познавательной активности детей, обеспечивая «ориентировку в окружающей действительности и отбор содержания сознательного опыта человека». Особенно актуальна проблема становления произвольного внимания у дошкольников в контексте психологической готовности к школе. Развитие внимания и связанного с ним личностного качества произвольность требует систематической учебно-воспитательной деятельности и психологического сопровождения в рамках реализации развивающего, системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников. Грамотная организация деятельности по развитию когнитивных процессов, в том числе внимания предполагает создание психолого-педагогических условий и форм учебно-воспитательной работы с учетом правил дошкольной педагогики, изложенным в программе «От рождения до школы». В частности, к основным из них мы относим следующие: в обучении и познавательном развитии ориентироваться на зону «ближайшего развития» по Л. С. Выготскому; ориентироваться на специфические виды детской деятельности, в частности: игровую, исследовательскую, проектную; отбирать дидактический материал строго в соответствии с возрастными психологическими особенностями и возможностями детей; максимально насыщать «специфическими для дошкольного возраста видами активности», с ведущей ролью игры. В связи с этим, считаем игры с правилами наиболее оптимальным средством развития произвольного внимания в дошкольном возрасте, так как они сочетают в себе активность субъекта познания, игровой характер учебной задачи, разнообразный по своим характеристикам стимульный материал.

Произвольное внимание позволяет ребенку воспринимать, запоминать, понимать материал, действовать в соответствии с инструкциями, а компоненты тех или иных действий могут не интересовать напрямую, но в то же время требовать самоорганизации, силы воли.

На особую важность изучения произвольного внимания указывали следующие ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев (механизм овладения внимания зависит от внешних стимулов), П.Я. Гальперин (сопутствует другим видам деятельности и повышает их эффективность), Г.А. Урунтаева (регуляция интеллектуальной активности), Ю.Г. Тамберг (произвольное внимание связанно с сознательно поставленной целью, с волевым усилием регулирует протекание психических процессов.

А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. О. Смирнова, А.А. Реан отмечают, что старший дошкольный возраст подготовительный период к формированию произвольности психических процессов, в том числе внимания. Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

О. В. Тарасова отмечает, что дети дошкольного возраста чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение деятельности. Она акцентирует внимание на том , что «развитие и совершенствование внимания – главное условие осуществления познавательной деятельности и поэтому вопросы развития внимания старших дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики».

О.В. Винокурова, Е.В. Пастушкова выделяют следующие противоречия между: имеющимися потенциальными возможностями ребенка старшего дошкольного возраста в освоении свойств внимания и недостаточностью своевременного их развития; необходимостью последовательно готовить ребенка, поступающего в школу, к выполнению более сложных учебных задач и недостаточностью специальной развивающей работы на начальной ступени общего образования, направленной на развитие произвольного внимания, обеспечивающей направленность сознания обучающегося на решение этих задач.

Данные исследований О.В.Винокуровой, Е.В. Пастушковой свидетельствуют о том, что лишь у 47,8% обучающихся младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития произвольного внимания. Это обучающиеся, у которых переключение, объем, продуктивность внимания очень низкие, они не могут сосредоточить свое внимание на учебных заданиях, часто отвлекаются, переспрашивают цель задания, что отвлекает других детей от работы. В связи с этим крайне важно начинать работу по развитию произвольного внимания уже с детьми дошкольного возраста.

Д.Б. Эльконин указывает на то, что игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому развитие психических процессов с детьми наиболее эффективно в рамках игровой деятельности. Одним из средств развития произвольного внимания детей дошкольного возраста могут быть игры с правилами. Игры с правилами относятся к традиционным играм и многие из них передаются из поколения в поколение. Отличаются они единством структуры и сохранением базовых элементов. Это – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Выполнение игровых действий и правил требует проявления внимание, в частности произвольного, так как игра требует обязательного соблюдение определенных правил, сосредоточенности на них. Поэтому игры с правилами создают условия для развития произвольного внимания.

В связи с вышесказанным тема исследования: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей 6–7 лет» актуальна.

Объектом нашего исследования является психолого-педагогическая коррекция произвольного внимания дошкольников.

Предмет исследования: игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей 6–7 лет.

Цель нашей работы: изучение возможностей игр с правилами как средства развития произвольного внимания у детей 6–7 лет.

Достижение цели работы происходит благодаря решению поставленных задач:

  • 1) изучить теоретические основы проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста;
  • 2) выявить уровни развития произвольного внимания у детей 6-7 лет;
  • 3) изучить возможности использования игр с правилами как средства развития произвольного внимания у детей 6–7 лет.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование комплекса игр с правилами позволит более эффективно развивать произвольное внимание у детей 6-7 лет при следующих условиях:

  • 1) осознание детьми роли внимания в успешности игры с правилами;
  • 2) поэтапное усложнение игр с правилами, связанное с развитием свойств внимания;
  • 3) использование сочетания подвижных и дидактических игр;
  • 4) организация занятий по подгруппам по 4-5 детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Методологические позиции исследования определены на основе важнейших принципов отечественной психологии: концепция Л.С. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития ребенка, теория деятельности А.H. Леонтьева, утверждающая, что развитие может проходить эффективно только в рамках ведущей деятельности, положение Д.Б. Эльконина о коррекционном потенциале игры.

Для решения задач и проверки гипотезы используется ряд методов исследования:

  • 1) Теоретические: анализ сравнение, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • 2) Эмпирические: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
  • 3) Методы математической обработки результатов и эксперимента и методы качественного и количественного анализа полученных данных.

База исследования: МБДОУ № 62 Родничок. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет из них 21 девочка, 19 мальчиков).

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.